СубботаСб, 4 мая 18:34 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,69 ▼-0,36 EUR 98,56 ▼-0,08

Диалектика топливного кризиса: меры приняты, а цены растут

11 октября 2023 года, 20:00

Нижегородцы, как и все граждане России, стали свидетелями заоблачного роста цен на автомобильное топливо.

Диалектика топливного кризиса: меры приняты, а цены растут

С одной стороны, мы уже привыкли к ежегодному повышению цен на АЗС. Однако в этом году цены на автозаправках достигли исторического максимума. По данным нижегородских статистиков, с декабря 2022 года по август 2023 года стоимость бензина в Нижегородской области выросла на 5%, а менее, чем за месяц, с июля 2023 года рост составил еще 2−3%. Чем вызвано такое повышение цены?

Ситуация оказалась настолько серьезной, что на совещании с правительством РФ президент призвал плотнее работать с нефтяными компаниями, чтобы они понимали свою ответственность за рост цен на бензин. Владимир Путин прямо отметил, что такая ситуация происходит не в первый раз. Цены растут, значит, компании хотят получить по максимуму прибыль. Они свою работу выполняют, заметил президент, а мы с вами, правительством, должны другую делать работу. Обеспечить внутренний рынок доступным для потребителей топливом.

«Экономика компаний важна, это курица, которая приносит золотые яйца — это понятно. Мы должны бережно к ним относиться, но, тем не менее, реагировать на происходящие события я бы попросил вас более оперативно», — отметил Путин.

В ответ на заверение вице-премьера Александра Новака, что ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов стабилизируется, а все системные меры вскоре будут приняты и дадут долгосрочный эффект, президент парировал, что м"еры приняты, а цены в рознице растут". По словам Новака, запрет на экспорт топлива с 21 сентября привел к тому, что цены на бирже в среднем снизились на 20% по бензину и на 16% - по дизелю. Александр Новак доложил, что уже в начале октября снижение цены произошло в 81 регионе России. Но это касается оптовой цены, а топливо по новым ценам попадет на АЗС в лучшем случае к концу месяца.

Безусловно, у топливного кризиса есть объективные причины. Прежде всего, надо понимать, что доля налогов в бюджете страны от нефтегазовых компаний сегодня составляет порядка 40%. Таким образом, их доходы — это наш бюджет и все что с ним связано. Поэтому правительство стремится максимально учитывать экономические интересы этой отрасли. Поэтому возникает противоречие между интересами компании и интересами государства. С точки зрения экономической выгоды, компании интереснее продавать свою продукцию по мировым ценам в валюте за рубежом. Внутренний рынок с низкими внутренними ценами воспринимается ими как убыточный. А государственное регулирование внутреннего топливного рынка становится большим искусством.

По законам рынка, в моменты повышенного спроса на продукцию ее цена должна расти и обеспечивать дополнительную прибыль. Одновременно требуется ощущение дефицита продукции, чтобы за нее были готовы платить дороже. Именно поэтому по сложившейся практике нефтяные компании останавливают перерабатывающие заводы на так называемый плановый ремонт именно в период роста потребности в топливе — с весны до осени. Именно тогда производятся сельхозработы, а агропредприятия максимально закупают топливо для сельхозтехники. Тогда же увеличивается поток автотуристов и отпускников на личных автомобилях. Но в любом случае цены на внутреннем рынке существенно ниже мировых.

В этом году важную лепту в рост цены на внутреннем рынке внес слабый рубль. Курс доллара превысил важную психологическую отметку в 100 рублей. Дельта между рублевыми и валютными доходами заметно выросла. И вот уже начинают активно применяться серые схемы вывоза топлива за рубеж перекупщиками, которые покупают на внутреннем рынке дешевое топливо за рубли, а продают его за рубеж за валюту. Сейчас правительство ввело заградительную пошлину на нефтепродукты в размере 50 тысяч рублей за тонну для поставщиков, которые не производят их сами, а только перепродают.

Чтобы стимулировать компании продавать топливо на внутреннем рынке, еще в 2013 году был введен так называемый налоговый маневр. Суть данного маневра заключается в отмене для нефтяников экспортных пошлин на свою продукцию и замене этих пошлин налогом на добычу полезных ископаемых. С одной стороны, такое решение позволило на определенном этапе решить вопрос увеличения валютной выручки и наполнить бюджет необходимыми средствами. Но этим же решением правительство переложило финансовые проблемы нефтегазового сектора на внутреннего потребителя — автомобилиста. Все убытки и налоговые обязательства покрываются за счет розничных цен и демпинговых бюджетных выплат.

Для внешнего потребителя наши нефтепродукты стали дешевле и предоставили нашим компаниям конкурентное преимущество. А для внутреннего потребителя продукция стала наоборот дороже и растет с тех пор, не останавливаясь. По оценкам некоторых экспертов, с 2013 года стоимость бензина повысилась с 32−33 рублей за литр, до сегодняшних рекордных цен свыше 50 рублей за литр. Такое резкое подорожание моторного топлива неизбежно отразится на развитии экономики в целом, так как топливная составляющая находится в каждом продукте.

Более того, в целях компенсации «потерь» производителей топлива на внутреннем рынке был введен демпферный механизм. Суть этого демпфера в том, что бюджет компенсирует НПЗ разницу между внутренними и внешними ценами на топливо. Эти выплаты являются своеобразной дотацией из бюджета за то, что нефтяники продают свою продукцию внутри страны. Надо отметить, что эти дотации не маленькие. Так, в 2019 году объем дотационных выплат составил около 280 млрд рублей, в 2021 году было выплачено почти 680 млрд рублей, а по итогам 2022 года выплаты составили почти 2 трлн 100 млрд рублей. Только за май 2023 года компаниям было выплачено 103,5 млрд рублей. Понятно, что такие выплаты не могут продолжаться вечно.

Демпфер должен сдерживать рост цен на внутреннем рынке. На его увеличение прямое влияние оказывает курс доллара. Ослабление курса рубля до сотни превращает демпферные выплаты в астрономические суммы, способные подорвать бюджет страны. И это в условиях проведения СВО, когда бюджетные затраты на обеспечение войск, на производство вооружений выросли многократно. В надежде на понимание ситуации со стороны нефтяных компаний, в конце апреля министр финансов Антон Силуанов заявил о предложении снизить выплаты по демпферу вдвое с июля 2023 года по июль 2024 года. По оценке Минфина, таким образом, бюджет сэкономит до 30 млрд рублей в месяц. Однако такое предложение, судя по ситуации на рынке, не нашло поддержки у производителей.

Естественно, такое развитие событий не устроило нефтяные компании, и они стали снижать объемы продукции на внутренний рынок, в результате чего получился дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке. В результате в правительстве приняли решение восстановить с 1 октября топливный демпфер и увеличили нормативы продаж бензина с 13 до 15% от производства, дизеля — с 9,5 до 12,5%. Новые правила вступят в силу с 1 ноября.

Возможно, проблему постоянного роста цен на внутреннем топливном рынке можно было решить, как предлагают некоторые эксперты, путем отказа от налогового маневра и возвращения проверенной системы экспортных пошлин. При такой системе (кстати, действующей в других отраслях и сферах) у компаний появится интерес к развитию внутреннего рынка.

Получилось, что простая и эффективная система экспортных пошлин, которая позволяла нефтяным компаниям заниматься развитием внутреннего рынка, стала для них неинтересной. В данный момент, на мой взгляд, конъюнктура внешнего рынка позволяет это сделать без особых финансовых потерь для нефтегазовых доходов. В любом случае в рамках отдельно взятого региона России эту проблему решить невозможно.

Тем более, решить проблему топливного кризиса необходимо срочно и в полном объеме. Рост цен на топливо, а через него и на все другие продукты, затрагивает интересы каждого гражданина. А в преддверии предстоящих президентских выборов политика крупного бизнеса, отказывающегося признать и принять на себя социальную ответственность за ситуацию в стране, вызывает тревогу.

Напомним, нижегородское УФАС завело дело из-за роста цен на дизельное топливо.

Автор: Александр Суханов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем