ВоскресеньеВс, 28 апреля 20:57 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,78 ▼-0,23 EUR 98,03 ▼-0,69

Электротранспорт становится драйвером развития Нижегородской агломерации

3 января 2024 года, 08:25

В регионе могут эффективно использоваться все виды электротранспорта.

Электротранспорт становится драйвером развития Нижегородской агломерации

В конце 2023 года в Нижегородской области установили 58 новых зарядных станций для электромобилей, всего в регионе их стало уже 120. Непосредственно в Нижнем Новгороде работают порядка 30 таких «зарядок». Пока нижегородцы смотрят на них скорее как на диковинку. А между тем авто на электрической тяге могут стать одним из ключевых моментов развития региональной транспортной инфраструктуры.

Города на вырост

Уже несколько лет в регионе всерьез говорят о новом этапе развития так называемой Нижегородской агломерации.

Параллельно с политическим происходит и географическое объединение различных территорий в одну. Крупным городам свойственно разрастаться, еще полтора века назад такие поселения, как Сормово, были отдельными населенными пунктами, притом довольно удаленными. Читатели, к примеру, романов с историческим контекстом Николая Свечина знают, что в Сормово ездили через лес, а «Кунавино» (Канавино), которое сегодня является почти что центром города, было отдельной слободой. При этом верхняя и нижняя часть единого сейчас мегаполиса отличались, как различные планеты.

Процесс объединения продолжается. Только в 2019-м году Нижний обогатился целым микрорайоном Новинки, территория города выросла сразу на 10%. Фактически уже четверть века территория областного центра, за счет прежде всего коттеджной застройки, растет в Богородском, Кстовском и Борском направлениях. Бор вообще уже по факту является едва ли не частью Нижнего и осталось лишь узаконить это на бумаге. Можно вспомнить, что еще губернатор Валерий Шанцев совсем не случайно собирался объединить Нижний Новгород и Бор единой архитектурной средой, застроив Борскую пойму новым микрорайоном с несколько претенциозным названием Glob Town.

Новая реальность

От единой «географии» и единой архитектурной среды шаг к единой транспортной инфраструктуре совсем невеликий. И попытки «шагнуть» в этом направлении начали несколько лет назад.

Так, автору этих строк в свое время довелось штудировать некие бумаги в нижегородской мэрии, среди которых он с некоторым изумлением отыскал документы о том, что еще в поздние советские времена были разработаны планы протянуть из города Горького троллейбусную линию… до города Кстова. Ее строительство было даже включено в краткосрочные (для того времени) планы развития города.

Таким образом сугубо городской вид транспорта становился междугородним. И тут нет ничего сверхнового. Существует же в Крыму уникальная междугородная троллейбусная система, которая соединяет Симферополь с курортами Южного берега полуострова. Трасса включает наиболее длинный в мире междугородный маршрут троллейбусов протяженностью в 84 км, а от Симферопольского аэропорта — и все 96 км.

В случае Нижегородской агломерации электротранспорт помог бы не только соединить города, но и в перспективе сделать их единым целым.

Ведь Нижегородская (ранее — Горьковская) агломерация — реальность. Одну из крупнейших городских агломераций Поволжского региона (10,5 тысяч кв. км) населяют 2 с лишним млн человек, то есть 63 с лишним % населения Нижегородской области и около семи процентов населения ПФО. Кроме Нижнего, в агломерацию входят Бор, Дзержинск, Балахнинский, Богородский, Городецкий, Кстовский, Павловский округа.

«Электрическую тягу пою»

Не все обращают на это внимание, однако в рамках этой крепнущей агломерации наиболее динамично развивается именно транспорт на электрической силе.

Так, ровно год назад в Ворсме (всего 62 км к юго-западу от Нижнего) начали производить новые трамваи силами совместного российско-белорусского предприятия «Нижэкотранс» (в долях 70×30%, где большая часть принадлежит российским партнерам). Именно здесь основным продуктом должен стать трамвай «МиНиН», которому столь большое внимание уделяет нижегородский губернатор.

Кроме того, весь регион напряженно следит за развитием еще одной электрической транспортной сетки — метро. Станции метрополитена строят на площадях Свободы и Сенной. На общественные обсуждения месяц назад вынесен проект планировки территории для строительства станции метро в Сормовском районе. По сути, на Сормовско-Мещерской линии к 2026 году обещают станцию особого типа, которая должна включить в себя электродепо, подземные переходы и два вестибюля с выходами к улицам Станционной, Локомотивной, Щербакова и ж/д платформе для пригородных электричек.

Еще одно направление развития — электробусы. Пока их планируют свыше сотни на территории Нижнего, на покупку которых в ближайшее время региональные власти потратят порядка 5,3 млрд рублей, 2,3 млрд из которых уже выплачены авансом.

Новые станции для электробусов заряжают аккумуляторы быстро, их мощность -150 кВт. Электрозарядки для автотранспорта уже смонтировали, кроме Нижнего, в Арзамасе, Дзержинске и райцентрах, обладающих развитыми промышленными предприятиями и туристическим потенциалом: Балахне, Боре, Богородске, Выксе, Городце, Заволжье, Дивееве, Кстове, Лыскове, Семенове, Сергаче, Павлове и Починках. Появится инфраструктура для подзарядки электромобилей и возле оживленных дорог.

Экология должна быть экономной

Однако речь идет о перевозке не только пассажиров. Недавно мы писали о развитии в регионе электрического, по сути, и столь специфического вида транспорта, как беспилотные летательные аппараты (БЛА). Нижегородские специалисты сегодня создали концепцию серийного грузопассажирского электромобиля, которая обещает стать новым словом в развитии электротранспорта наземного.

Такой электромобиль призван перевозить и пассажиров, и грузы внутри крупных городских агломераций. При этом экономия составит до 70% эксплуатационных издержек на каждые 100 км пробега. А отсутствие какого-либо загрязнения оздоровит окружающую среду. И это очень важно — особенно в перспективе — для создания комфортной городской среды любой агломерации.

Директор по развитию «Региональной промышленной компании» Андрей Соколов описывает параметры нового авто так: грузоподъемность — до одной тонны (для городов с ограничением массы для въезда в центр города, если данное ограничение, конечно, будет действовать на коммерческий электротранспорт) и до традиционных для малотоннажных грузовых автомобилей (LCV) 1,5 тонн. Запас хода — до 500 км.

Автомобильной базой проекта стали легкие коммерческие авто, которые уже производят в России: налицо импортозамещение, которое создает предпосылки для развития экспортного потенциала проекта. Потенциальные потребители — транспортные и дистрибьюторские компании, которые осуществляют доставку продуктов питания и других товаров с большим количеством адресов и/или круглосуточным графиком.

Применять такие электромобили можно и в таксомоторном деле, в туристической и социальной сфере, в парковых комплексах, зонах отдыха, для перевозки работников предприятий внутри больших производственных зон и т. п.

Есть дополнительный довод для применения электротранспорта в городской доставке: коммерческие автомобили как правило движутся по четкому спланированному маршруту, где пробег является оптимальным (в среднем до 150 км), а количество адресов доставки — минимальным. Холостой работы и «холодных» пробегов у электрического автомобиля нет, а на транспорте с ДВС это является одним из самых частых причин поломок и повышенного износа двигателя. У электрической коммерческой техники условно нет ТО, только положенный для всех инструментальный контроль подвески.

И самое важное — у коммерческой машины (особенно городской доставки) — всегда есть «порт приписки», это исключает необходимость наличия в агломерации разветвленной сети зарядных станций. Зарядка должна производиться на базе погрузки и лучше — в ночное время (что также сделает сама система).

Простое как дыхание

Таким образом, развитие Нижегородской агломерации и ее транспортной инфраструктуры не стоит на месте. Даже если и не всегда бросается в глаза.

Однако новые приметы транспортного развития на глазах перестают быть диковинкой и становятся обыденностью. И электротранспорт в различных формах находится в этом поступательном движении, если можно так выразиться, во главе колонны.

Немудрено, стало быть, представить такую заурядную картину ближайшего будущего: человек выходит из дома, запахи горючего не валят с ног, где-то в глубине под землей дрожит от собственной скорости поезд метро, над головой торопится с грузом беспилотник, а рядом уступают друг другу очередность движения усовершенствованный трамвай и малотоннажный грузопассажирский электромобиль…

Автор: Сергей Пудов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем