ВторникВт, 30 апреля 15:37 16+
Сейчас  °C
USD$ 91,78 EUR 98,03
Эксклюзив

Олег Демидов: «Люди приезжают в „Мастерскую Захара Прилепина“ и видят, что вокруг них есть родня»

2 ноября 2023 года, 12:55

В начале ноября в «Литературной мастерской Захара Прилепина» завершил обучение второй поток четвертого сезона. Предыдущие сезоны мастерской проходили в Одинцовском районе Московской области, в арт-резиденции на территории деревни Лапино. С этого года — литераторы занимаются в Центре Пешков, который находится на Большой Печерской улице в Нижнем Новгороде. О том, что было на последнем потоке мастерской, ИА «Время Н» рассказал литератор, критик и куратор проекта Олег Демидов.

Олег Демидов: люди приезжают в «Мастерскую Захара Прилепина» и видят, что вокруг них есть родня

Фото: Анна Ревякина

  • Завершил обучение второй поток четвертого сезона «Мастерской Захара Прилепина». Сколько литераторов было на этот раз?
  • Заявок было более трех сотен. На этот поток были отобраны 20 человек. Мы отбираем строго за талант и оригинальность; тексты могут быть сырые, но если мы видим в авторе перспективу — обязательно его возьмем. Нас не интересует патриотическая графомания и прочее. Повторюсь, мы за серьезный подход и искусство. Иначе быть не может.
  • А чем этот поток отличался от предыдущих? С каким литературным голосом люди приехали в Нижний Новгород?
  • Ты знаешь, потоки разные. Скажем так, этот был самым спокойным, тихим и уютным. Это в плане человеческого общения (смеется). А в профессиональном плане — рады, что познакомились и открыли новых талантливых ребят. Например, Евгения Костицына из города Нововоронеж. Я даже не знал, что у нас в России есть город с таким названием (Воронеж, разумеется, в счет не берем). Костицына пишет поэзию и прозу, работает в городской администрации. У нее не было серьезных публикаций, а это очень хороший уровень. Думаю, мы будем с ней работать. Или другой пример — Тимофей Николайцев. Он всю жизнь прослужил в армии, такой крепкий русский мужик под два метра ростом. Получил ранение в зоне СВО, сейчас проходит лечение. С первого взгляда и не подумаешь, что такой человек может думать о Блоке и Мандельштаме (улыбается). У него точно будет поэтический сборник, который начнет его литературный путь. Над этим уже работаем.

    Что касается литературного голоса, то мы ни на каком языке в этом смысле не зацикливаемся, принимаем и постмодернистов, и почвенников. Главное — чтобы был талант.
  • В этот раз вы совершали поездку в Арзамас. Расскажи, что это было?
  • Да. В прошлый раз была экспедиция на легендарное озеро Светлояр. Свой Китеж-град мы нашли, после об этом вышел сборник «Дорога на Светлояр» (12+). В этом году решили, что Китежа нам мало, подумали о славном городе Арзамасе, где живет прекрасный культуролог и краевед Алексей Малышев. Обошли город вдоль и поперек, посетили музеи Горького и Гайдара, музей патриаршества. Нам читали лекции прекрасные арзамасские филологи. Надеюсь, ребята нашли для себя актуальные темы, которые будут им интересны, которые помогут им создать отличную прозу и поэзию. А потом мы сделаем сборник, который выйдет в издательстве «Питер».
  • В мастерской всегда были легендарные и интересные гости. Кто читал лекции в этом потоке?
  • Жизнь вносит свои коррективы, кто-то из планируемых экспертов приехать не смог, поэтому немного перестраивали расписание. Это живой процесс. Сейчас в России находится известный деятель культуры, музыкант и адвокат Эдуарда Лимонова Сергей Беляк. Не привести его в мастерскую было просто нельзя. Приезжал прекрасный актер и поэт Антон Шагин, который оказался в Нижнем Новгороде случайно. Был писатель Максим Гуреев, читал лекции Александр Кузнецов, был и легендарный Вадим Левенталь. Также были и нижегородские литераторы — Марина Кулакова, Олег Рябов, Владимир Безденежных, забегала в гости Анастасия Бездетная.

    Один день мастерской предполагает семинары, обсуждения произведений, лекции от нас с Алексеем Колобродовым и от приглашенных экспертов. За десять дней произошло много событий, поэтому день в мастерской проживаешь совсем иначе. В обычной жизни такого количества встреч и очарований (возможно — и разочарований) не бывает. Это отдельная жизнь.
  • Как ты думаешь, что стало самым важным для тех, кто прошел через мастерскую?
  • В прошлом году у нас в арт-резиденции был человек, потерявший ногу в боевых действиях. Он рассказывал о том, что с ним происходило в зоне СВО, о тех, кто был рядом с ним. Среди слушателей была Александра Макарова из Нижнего Новгорода. Вскоре они поженились, сейчас живут вместе. Такие истории происходят далеко не каждый год. К нам съезжаются очень разные люди, где общаются как писатели с писателями, познают себя как литераторов. И происходит волшебство.

    Смею надеяться: мы что-то понимаем в людях, поэтому в большинстве своем удается набирать людей, которые в 20−30−40−50 лет приезжают в мастерскую и видят, что вокруг них есть родня. Свои. Один из героев фильма Алексея Балабанова говорил: «Необходимо найти своих и успокоится». Вот и «Литературная мастерская Захара Прилепина» помогает найти своих.

Возрастное ограничение: 0+.

Автор: Дмитрий Ларионов



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем