ПятницаПт, 29 марта 08:45 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

«Человеку нужно изучать наше творческое и историческое наследие — там много страшного, но оно учит»

19 апреля 2016 года, 10:18

15 апреля в Нижегородском государственном выставочном комплексе открылась выставка работ заслуженного художника РФ Василия Чекашова — широко известного автора острых социальных плакатов. В них художник обращается к проблемам наркомании, загрязнения окружающей среды, безразличия к ближним, уничтожения культуры. О чем заставляет задуматься выставка и зачем нужно показывать негативную сторону жизни человека, журналистам на открытии рассказал сам Василий Чекашов.

— Василий Николаевич, что это за выставка и для кого она?

— В первую очередь я хочу сказать, что эта выставка не состоялась бы, если бы среди нижегородцев не появилась молодежь, которая радует за наши духовно-нравственные ценности. Они смогли привезти эту выставку. Социальный плакат в России сейчас в загоне, потому что на него нет заказа. На рекламный или декоративный есть, а на социальный, тем более тот, над которым я работаю, это правда-матка, которую не все хотят видеть, — нет. Поэтому все мое творчество представляется только за мой счет.

В этой сфере я работаю давно, больше 30 лет. Я разрабатываю свои направления и делаю плакат как произведение искусства: это не просто агитка или афиша, это притчи. В начале экспозиции есть огромные плакаты, посвященные внутреннему миру человека, это также вопросы войн, отношения людей друг к другу. Сейчас у нас, к сожалению, эпоха безучастия: мы проходим по улице и даже не остановимся, если увидим лежачего на земле человека, не поднимем его, не спросим, какие у него проблемы или беды. В нас мало добра и соучастия. Поэтому все мои плакаты направлены, прежде всего, на человека. Можно ругать власть, не соглашаться с действиями чиновников, но в первую очередь надо заглянуть в себя, сделать себя лучше. У многих нет внутренней культуры, и это сказывается на поведении, отношении к своим животным. Из тысячи людей я ни у одного не видел совочек и мешочек, когда они выгуливают собак, а ведь очевидно, что это необходимо. Поэтому много всяких проблем, которые я пытаюсь поднять.

— С чем посетители выставки должны уходить отсюда?

— В основном все уходят просветленные, хотя мне часто говорят, что в выставках мало позитива. Однажды ко мне подошла студентка и сказала: «Дайте немного света». Это не ко мне. Я могу показать свет, а человек пройдет мимо — так он устроен. Поэтому человека надо лицом окунуть в его же грязь. Я должен показать, насколько человек започивал на лаврах. Нам надо работать над собой.

— Не многовато ли негатива?

— Это не негатив, а объективная реальность. Чем она отличается от чернухи? Чернуха бездоказательна: можно говорить, что какой-то чиновник вор, но пока ты его за руку не поймал, ты ничего не докажешь. Наш русский философ Розанов говорил, что у человека должны быть табу на определенные темы: родина, семья, секс. Это неприкосновенно, и над этим глумиться нельзя. Я не понимаю современное искусство, художников, которые зачастую строят свое творчество на том, чтобы все вывернуть наизнанку, а потом сделать скандал и шоу. Как говорил Розанов, у человека должен быть культ стыда — он отличает человека от животного. Есть определенные темы, и именно на них я создаю плакаты.

— Как же человеку работать над собой?

— Человеку надо, прежде всего, изучать наше наследие — творческое, историческое. Там много страшного, но оно учит. Человек должен знать, что выживает только самое доброе, самое духовное, неагрессивное. Прежде всего, надо обращаться к помощи слабым — это забота друг о друге в обществе. В наших жилищах должна быть чистота, как и везде. К примеру, Достоевский в «Бесах» пишет о том, что вдруг неожиданно среди людей появляется такая страшная зараза как трихины. Они проникают в людей, и люди начинают беситься, ругаться друг c другом, пожирать друг друга. Я заинтересовался, что это такое — трихины. Оказалось, действительно есть такие микробы, они находятся в свинине и нечистотах. Они проникают в человека и поселяются в мышцах, начинают поедать человека изнутри. А потом они переселяются к нему в голову, и он сходит с ума. Этот пример из литературы показывает, что вопрос гигиены не такой уж праздный.

Это вопрос общения и культуры человека. Давайте сделаем свои жилища чище, давайте уважать друг друга. Если видите, что рядом человек голодает или замерзает, — помогите ему. Есть сейчас такая тенденция как усечение своих потребностей. Я стараюсь жить так с детства: у нас была многодетная семья, и мы даже не наедались вдоволь. Но нас губят вопросы соответствия: люди хотят, чтобы у них машина и квартира была лучше, чем у подчиненного, зарплата выше. От этого надо уходить. Бог дал тебе заработать — хорошо, нет — прими как есть. Я могу открыть секрет. Я провел за свою жизнь 40 выставок, и все за мой счет. А каждая стоит от 4 до 8 тысяч долларов. Я мог на эти деньги купить личный самолет, но зачем он мне? Мне нравятся зрители. Я встречаюсь с молодежью, люблю общаться — для меня это как воздух.

— Какая часть вашего творчества представлена на выставке?

— В Москве в два раза больше — есть еще живопись, графика и инсталляции. Тут 80% плакатов. Есть любимые произведения. В начале экспозиции плакат мира и добра, который был отмечен первой премией Епархии РПЦ на международном конкурсе. Он без креста, это «обезглавленная» церковь, но она живет и поднимается. Это наш хлеб-соль — на плакате изображена солонка с луковицей, очень емкий образ, и он возник очень интересно. Это было в деревне, когда мы с семьей во время перестройки бежали из Москвы. Тогда был голод, а у нас маленький ребенок, которого надо было кормить. Мы переехали в Тверскую область, где поселились в брошенном цыганском доме, в глухомани. Там было заброшенное поле, и мы культивировали землю. Спустя какое-то время мы принесли домой первые овощи и печеный хлеб, и тут солнце стало заходить. На столе стояла солонка с луковицей, на нее упал золотой луч — получился храм! Так родилась идея, и сразу появился эскиз.

— Расскажите об инсталляции, посвященной бомжам.

— Это моя больная тема. Кто-то считает, что бомжи сами заслужили себе такую жизнь: они любят выпить, бродяжничать и так далее. Все не случайно. Иногда человек попадает на улицу не по своей вине. Есть еще в русской традиции такое, что человек в принципе склонен бродяжничать, ему нравится странствовать, кочевать. Но это не дает нам право про него забыть, чтобы он умер сам по себе. Я предлагал их закрыть в определенной свободной зоне, чтобы он чувствовали себя вольготно и своей работой оправдывали свой прокорм. Среди них есть умные, нормальные люди, еще не потерявшие свою человечность. Но так получается, что их никто не хочет спасать.

Автор: Корр. Алена Конкина



Картина дня
Рекомендуем