ЧетвергЧт, 18 апреля 07:40 16+
Сейчас  °C
USD$ 94,32 ▲0,25 EUR 100,28 ▲0,35

«„Яндекс“ готов брать профессионалов к себе в команду»

14 ноября 2016 года, 09:04

В промышленности уже давно почти все оборудование стало «умным», а через несколько лет и «умный дом» перестанет быть в диковинку. Компьютерные технологии стали верными спутниками современного человека, поэтому не удивительно, что IT-отрасль — одна из самых быстроразвивающихся и востребованных сфер деятельности в мире. На нижегородском рынке работает немало IT-компаний, в том числе одна из самых крупных и известных в России — «Яндекс». О состоянии и перспективах развития «поисковика» и IT-сферы региона в целом РИА «Время Н» рассказал руководитель службы регионального развития и нижегородского офиса разработки компании «Яндекс» Сергей Бражник.

— Как давно открылся нижегородский офис «Яндекса», сколько в нем работает сотрудников и в каких сферах?

— Нижегородский офис «Яндекса» открылся чуть больше трех лет назад — это произошло в сентябре 2013 года. Сейчас у нас работают порядка 80 сотрудников, половина из которых разработчики. Чтобы понять, чем мы занимаемся, необходимо сделать небольшое отступление: в «Яндексе» существует философия распределенных команд, нет такого, чтобы конкретный офис занимался конкретным продуктом. Большинство команд распределены между офисами, и разные части проектов разрабатываются в разных регионах.

Один из проектов, которым мы занимаемся в Нижнем Новгороде — Яндекс.Карты. Система оперативной доставки в приложение информации о пробках — наше достижение. С момента, как пробка образуется, до появления этой информации в навигаторе, проходит меньше минуты. Также работает несколько команд, которые занимаются разработкой справочника организаций города для Карт, ядра для мобильной версии Яндекс. Браузера, части Яндекс. Маркета и Яндекс.Диска.

Кроме разработки в нижегородском офисе находится коммерческий блок, специалисты техподдержки Яндекс. Такси, HR и другие специалисты.

Отдельно хочу отметить офис Яндекс.Денег. Там работают порядка 200 человек, но он расположен отдельно.

— По какому принципу разделяются команды в «Яндексе»?

— У нас есть бизнес-юниты — когда-то это были стартапы внутри «Яндекса,» теперь это отдельные бизнес-направления, отдельные от основного поисково-рекламного направления. Примеры таких стартапов — Яндекс. Такси, Яндекс. Маркет, так называемые вертикальные сервисы: Авто.ру, Недвижимость, Путешествия, Работа; медиасервисы: КиноПоиск, Музыка, Радио и другие. У каждого такого направления есть команды разработчиков, менеджеров, маркетологов и других специалистов. Если говорить про разработчиков, то команда одного сервиса может находиться сразу в нескольких городах, но при этом работать в тесной связке друг с другом.

— Сейчас много говорят об экономическом кризисе, отразился ли он на «Яндексе»?

— Нет, в этом плане мы себя чувствуем неплохо. В этот период крупные рекламодатели пересматривают бюджеты, и все больше внимания обращают на интернет-рекламу. По результатам третьего квартала 2016 года выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 22% по сравнению с аналогичным показателем за третий квартал 2015 года. В структуре общей выручки «Яндекса» в третьем квартале 2016 года она составляет 96% и остается основным источником дохода компании.

— А что происходит на рынке труда в среде IT-специалистов? Планирует ли «Яндекс» расширять штат в Нижнем Новгороде?

— Текущая «кризисная» ситуация мало сказалась на айтишниках. Программисты, тестировщики, менеджеры проектов и другие IT-специалисты чувствуют себя на рынке очень хорошо, и заработная плата у них даже растет. И конечно, «Яндекс» готов брать профессионалов к себе в команду. К слову, спрос на них намного выше предложений. Вузы выпускают недостаточное количество студентов, чтобы покрывать громадный спрос IT-компаний. Это общероссийская тенденция, но, кстати, в Нижнем Новгороде ситуация в этом плане довольно неплохая — есть много хороших вузов, с которыми мы дружим.

— Вы готовы брать на работу молодых специалистов без опыта, только окончивших вуз?

— Когда офис небольшой, мы стараемся делать ставку на опытных разработчиков, потому что классическое командообразование предполагает создание команды вокруг сильного тим-лида — руководителя группы. Если такой человек появляется, и в его команде набирается 10−15 человек, то только тогда можно брать стажеров. В Нижнем Новгороде, мы надеемся, это начнет происходить примерно в конце следующего года — пока мы еще не достигли такого уровня.

— Каких стажеров вы больше всего любите брать, на что стоит обратить внимание нынешним студентам?

— Мы очень любим брать стажеров, которые прошли нашу академическую программу «Школа анализа данных» — бесплатные двухгодичные вечерние курсы по анализу данных и машинному обучению. Сейчас это мейнстрим IT-сферы. В любой сфере очень много данных и, если правильно подойти к их анализу и интерпретации, можно получить громадный экономический эффект. К примеру, у сотового оператора можно выявить признаки того, что от него начнут уходить абоненты и заранее предпринять шаги для того, чтобы этого не случилось. В Нижнем Новгороде «Школа анализа данных» пока представлена только заочно.

— Помимо анализа данных, какие еще направления в программировании остаются востребованными?

— Не теряет актуальность самый известный и нужный язык C++ - большая часть программистов «Яндекса» пишут именно на нем. Также популярны Java, Objective-C и Swift. Один из любимых языков в компании и на рынке в целом — это Python. Не только программисты очень востребованы, но и тестировщики. В Нижнем Новгороде есть очень хороший потенциал у автоматизированных тестировщиков — это довольно редкий вид специалистов, которые занимаются разработкой ПО для тестирования и сейчас очень нужны.

— «Яндекс» славится своими необычными собеседованиями. Какие требования предъявляются к соискателю, кроме профессиональных навыков?

— Очень важно найти людей со схожим с нашим типом мышления — ДНК нашей корпоративной культуры. Это люди мотивированные, открытые для нового и стремящиеся к результату. Именно этим качествам мы уделяем огромное внимание на финальных стадиях собеседования. Мы пытаемся понять, какая у человека жизненная мотивация, приоритеты, насколько он командный игрок, проверяем его сообразительность. Кстати, многие помнят нашу задачку про гномов. Ее уже давно нет, но есть немало других интересных, позволяющих понять, насколько быстро человек мыслит.

— А если соискатель не прошел собеседование, стоит ли ему пробоваться еще раз или к нему уже будет предвзятое отношение?

— Безусловно, стоит пробовать. У нас к таким людям отношение исключительно положительное, потому что мы понимаем, что требования к соискателям высокие. Человек зачастую осознает в ходе общения свои слабые стороны, понимает, какие он допускает ошибки, и через полгода, подтянув свои навыки, возвращается. Это доказывает, что человек мотивирован.

Вообще, я бы порекомендовал людям чаще ходить на собеседования, потому что это позволяет оценить свой уровень и понять, в каком направлении развиваться.

— Куда сейчас движется нижегородский офис «Яндекса», какие у него планы и перспективы?

— Наша компания не просто приходит в регион и старается набрать больше специалистов с рынка труда, мы всегда помогаем местному рынку расти. С момента открытия офиса мы начали проводить различные встречи для технических специалистов. Например, проводим мероприятия для разработчиков программного обеспечения для android-устройств — Droid Party, для С++ разработчиков и так далее. Нам нравится делиться знаниями с сообществом разработчиков.

Что касается развития в ближайшие два года, то, безусловно, мы будем развивать те направления, которые у нас есть, в частности, прекрасные перспективы у машинного обучения. Также будем привлекать новые направления в регион, но пока говорить какие именно — рано. В «Яндексе» хорошо работает своеобразное «заземление» проектов под высококлассные кадры. Мы находим сильного тим-лида, а дальше общаемся про интересные ему задачи. Выбор у нас большой, потому интересное часто находится. С этого и начинается новая команда. Например, таким образом в нижегородском офисе появилась команда Яндекс.Маркета.

— «Яндекс» часто называют русским Google, насколько это справедливо?

— Я регулярно езжу на конференции в другие страны и эта фраза — пока самый простой способ объяснить иностранцу, что такое «Яндекс». Безусловно, Google мировой поисковый лидер и мы в чем-то смотрим на него. В то же время в России лидером являемся мы, поэтому развиваем свои уникальные проекты и направления — без боя не сдадимся.

— Занимается ли «Яндекс» благотворительностью, социальными проектами?

— «Яндекс» занимается рядом благотворительных программ. Кроме того, мы оказываем информационную поддержку благотворительному проекту «Все вместе».

В плане общественных инициатив, мы в основном поддерживаем IT-отрасль, но в то же время готовы обсуждать с администрациями разных уровней любые инициативы и предложения.

Кстати, мы недавно запустили новый проект по обучению программированию школьников, начиная с 8-го класса — Яндекс.Лицей. Бесплатные занятия проходят сейчас в тестовом режиме в четырех регионах России. Дальше — больше. Мы готовы обсуждать перспективы запуска проекта с правительством Нижегородской области, если он вызовет интерес.

Автор: Корр. Александр Бут



Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
Общество
Нижегородские архитекторы предлагают развернуть город к реке
И подумать про целостность речного фасада Нижнего Новгорода.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».