ПятницаПт, 29 марта 14:43 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

Цветкова о том, как вернуть товар в магазин и получить взамен деньги

29 июня 2018 года, 17:57

Период больших летних распродаж стартовал по всей стране. В Сети есть масса советов о том, на что стоит потратить деньги, но как вернуть некачественный товар, купленный на распродаже, почти не обсуждается. О том, как это сделать во время распродажи и не только, РИА «Время Н» рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова.

Нина Цветкова о том, как вернуть товар в магазин и получить взамен деньги

— Нина Константинова, расскажите, пожалуйста, по каким причинам можно вернуть товар в магазин и получить взамен деньги или другую вещь?

— Самая основная причина возврата товара — обнаружение в нем недостатков, продажа вещи ненадлежащего качества (статья 18 закона «О защите прав потребителей» — прим. ред.).

Следующей причиной является отсутствие информации о товаре, то есть когда продавец не сообщает покупателям об особенностях приобретаемой вещи — статья 12 закона «О защите прав потребителей» то же позволяет отказаться от исполнения договора и вернуть товар.

Еще одна причина — потребителю попросту не подошел товар: по фасону, размеру, цвету, габаритам. Здесь закон ориентирован на обмен, но там есть то же такое основание, что если нет подходящего по какому-то параметру товара, то его можно вернуть и потребовать возврат денежных средств.

— Какие условия нужно соблюсти, чтобы вернуть товар и есть ли какие-то исключения из закона?

— Согласно статье 25 (закона «О защите прав потребителей» — прим. ред.), вернуть товар, который не подошел, можно только в определенных условиях: должно пройти не более 14 дней с момента покупки, товар не должен быть в употреблении (сохранены его потребительские свойства, ярлыки, пломбы), но из каждого правила бывают исключения. А исключения — это постановление правительства № 55 (от 19.01.1998 — прим. ред.). Оно утверждает перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену, и этот список достаточно большой.

Отметим, что к исключениям относятся 18 видов товаров:

товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;

лекарства;

предметы личной гигиены;

парфюмерно-косметические товары;

текстиль;

строительные и отделочные материалы, а также другие товары, отпускаемые на метраж;

швейные и трикотажные изделия;

изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищей;

бытовая химия и агрохимикаты;

бытовая мебель, в частности кухни;

ювелирные изделия, ограненные драгоценные камни;

животные и растения;

книги;

автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты;

мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ;

прогулочные суда;

технически сложные товары;

гражданское оружие и патроны (прим. ред.).

— А как проходит процедура возврата товара?

— Сама процедура в законе не расписана, например, когда потребитель обнаружил в товаре недостатки, в Правилах продажи и в статье 18 (закона «О защите прав потребителей» — прим. ред.) написано, что, по требованию продавца, потребитель должен вернуть товар с недостатком. Мы всегда рекомендуем тем, кто возвращает товар, чтобы они когда обращались в магазин, фиксировали факт передачи вещи. Они же отдают товар, который в дальнейшем будет подвергаться проверке. Все недостатки необходимо зафиксировать в заявлении, которое потребитель написал с требованием: «Да, прошу вернуть деньги за товар ненадлежащего качества». На этом заявлении делается пометка «Товар принят». Либо зафиксировать факт передачи может какая-то накладная возвратная, либо на товарном чеке делается отметка, что товар принят. У человека этот документ должен быть.

— В какие сроки можно обменять покупку или получить деньги назад?

— Если это товар надлежащего качества, но не подходит по размеру или по цвету, здесь условия предусматривает сам закон — возврат возможен в течение 14 дней, не считая дня покупки. Желательно иметь при себе товарный или кассовый чек, но если его нет, то могут быть какие-то свидетельские показания, можно на них ссылаться, так написано в законе. Некачественные товары можно вернуть в течение гарантийного срока, установленного на них.

— Куда обращаться, если продавец отказывается вернуть деньги?

— Возврат денег — это имущественный спор, такие споры решаются в суде. И только суд своим решением может заставить вернуть денежные средства за некачественный товар или товар, который не подошел человеку.

Роспотребнадзор может привлечь к ответственности за нарушение срока удовлетворения требования. Сейчас основанием для проверки является претензионный порядок (досудебный порядок — прим. ред.), поэтому мы всегда рекомендуем пройти его.

Человек обращается с претензией в адрес продавца, она пишется в двух экземплярах, получает подпись или печать ответственного лица ведомства, о том, что она принята. Один экземпляр покупатель оставляет себе, а второй отдает продавцу.

Затем он ждет, в зависимости от того требования, которое он выставил, например, возврат денежных средств — 10 дней, обмен — 7 дней, если проводится проверка качества — 20 дней, ремонт — не более 45 дней. Если человек подождал, допустим, 10 дней, и товар не вернули, тогда он может обратиться к нам.

— Как часто Роспотребнадзор привлекает к ответственности продавцов?

— У нас много таких случаев, когда мы привлекаем к ответственности по статье 14.15 нарушения Правил (нарушение Правил продажи отдельных видов товаров — Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ — прим. ред.) за нарушение срока удовлетворения требования. Да, мы не сможем заставить продавца вернуть эти деньги, тут только суд, а за нарушения законодательства мы привлечь можем. По торговле где-то 30% всех обращений, которые поступают в Роспотребнадзор по вопросам защиты прав потребителей. По качеству, по обмену товара таких заявлений как раз много.

— На кого чаще жалуются: на сетевые или маленькие магазины? И какие товары чаще всего бывают некачественными?

— Обращения абсолютно разные. Если говорить по группам — это технически сложные товары, очень много обращений по мобильным телефонам и мебели. Вот эти группы товаров в приоритете.

Относительно сетевых магазинов — чаще всего, жалуются на недостоверную информацию. Например, на ценнике покупатели видят одну цену, доходят к кассе, а стоимость оказывается другой. Здесь — нерадивость продавцов, которые не поменяли цены на прилавках. Важно, чтобы человеку была предоставлена достоверная информация о цене, он ориентируется на нее, может ему это не по карману.

— Можно ли вернуть товар, купленный на распродаже? Насколько правомерен отказ продавца принимать вещь обратно?

— Скидка не может быть основанием в отказе потребителю в возврате товара. В законе сказано, при обнаружении в товаре недостатка потребитель имеет право вернуть, если эти недостатки не были оговорены. Если я, например, покупаю какой-то товар на распродаже и мне говорят: «Смотрите на него скидка, потому что есть небольшая вмятинка» и в товарном чеке мне об этом пишут, то я пошла на эти условия. Если я потом приду его возвращать, у меня его не примут. А если мне о недостатке не говорили, и я его вдруг обнаружила, то здесь я имею право его вернуть. А если на распродаже была политика магазина продать быстро старую партию товара, чтобы завезти новую, то здесь нет оснований для отказа.

— А можно ли вернуть товар в секонд-хенд?

— Если я приобретаю в секонд-хенде товар с недостатком, который не был так же оговорен, то я, конечно, могу вернуть. Если размер не подошел, тоже могу вернуть за 14 дней. Здесь, конечно, сложно оценивать товарный вид, так как и покупается вещь уже бывшая в употреблении. В перечне товаров, которые нельзя обменять или вернуть, нет товаров секонд-хенда.

— Могу я вернуть подарок, который мне дали при покупке, если он не пробит в чеке?

— Закон о защите прав потребителей распространяется только на возмездные взаимоотношения, по возмездному договору, когда я что-то приобретаю. А если мне дарят подарок, то я за это не платила… Закон такие отношения не регулирует.

— Обращаются ли к вам магазины с жалобами на потребителей, которые пытаются «подзаработать» на возврате?

— У нас проходят публичные мероприятия, куда приходят предприниматели. Они спрашивают, мы даем разъяснения, что делать в той или иной ситуации, смотрим судебную практику по возвратам. Да, мы консультируем вторую сторону, если они задают вопросы.

Автор: Корр. Евгения Фондеркина



Картина дня
Рекомендуем