ВторникВт, 23 апреля 12:48 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,25 ▼-0,19 EUR 99,36 ▼-0,22

«В песне главное — это мелодия»

30 ноября 2016 года, 15:54

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью с народным артистом России, композитором Александром Морозовым для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этот человек в молодости бросил все усилия на то, чтобы стать спортивным тренером, а в итоге совершенно случайно стал композитором. У нас в гостях народный артист России, автор музыки самой нижегородской песни «В Нижний Новгород — это значит домой» Александр Морозов. Александр Сергеевич, здравствуйте. А сегодня вы допускаете, что могли стать тренером, если бы не успех песни «Травы пахнут мятою»?

— Мне сейчас трудно об этом судить, потому что случилось так, как случилось. Действительно, я рассчитывал связать свою судьбу со спортом, со спортивной карьерой, но музыка перепутала все карты. Я, конечно же, никогда не мог представить, что в 20-летнем возрасте напишу песню, которая станет всесоюзным шлягером и перевернет всю мою жизнь. Естественно, что после оглушительного успеха этой песни мне захотелось повторить этот успех. Я подумал, что если еще раз удастся что-то подобное, то я уже не буду сомневаться, чем мне заниматься в жизни. И так случилось, что и вторая моя песня стала хитом, и третья, и многие последующие. Это меня увлекло, и к моменту окончания педагогического института вместе с дипломом преподавателя физического воспитания и тренера по легкой атлетике, я уже был лауреатом премии Ленинградского комсомола. У меня в активе уже было огромное количество пластинок и песен, которые стали всесоюзными хитами и мои песни уже тогда пели ведущие звезды нашей эстрады, особенно питерские, такие как Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко и многие другие.

— Вы родились 20 марта. В этот день также родились: норвежский драматург, автор известного «Пер Гюнта» Генрик Ибсен, которому в юности приходилось трудиться аптекарем, чтобы заработать на жизнь; великий советский пианист Святослав Рихтер, который стал первым музыкантом, получившим в разгар «холодной войны» между СССР и США американскую премию «Грэмми»; а также испанский футболист Фернандо Торрес, который в 2013 году установил уникальное достижение, став одновременно действующим победителем четырех турниров — Лиги Чемпионов, Лиги Европы, чемпионата Европы и чемпионата мира. Кто из этих людей вам ближе?

— Если мне не изменяет память, 20 марта родился еще и Николай Васильевич Гоголь. Вот он мне ближе, потому что его творчество настолько исконно народное, настолько фольклорное, он кумир миллионов. Конечно же, из названных вами имен все заслуживают уважения, но мне ближе Гоголь.

— Вас называют самым романтичным композитором российской эстрады, но при этом вам долго не везло в любви. Выходит, сапожник без сапог?

— Насчет романтичности я не знаю, потому что творчество у меня довольно разнообразное. Романтизм все-таки подразумевает любовную лирику, а я выделяю в своем творчестве наиболее значимые для меня песни о матери, песни о родине. О родине можно говорить по-разному, но в моих песнях «Малиновый звон», «В горнице моей светло» и даже «Летела Гагара» — это все песни о родине. И мне они очень дороги, потому что я знаю, что именно истоки всю жизнь питают мое творчество. И я всегда ориентировался на исконно народное творчество, потому что я считаю до сих пор, что для меня в песенном жанре народные песни это вершина. Я всю жизнь ориентируюсь на народное творчество, хотя я знаю, что у наших великих композиторов, таких как Чайковский и Глинка истоки лежали в народном фольклоре, народном творчестве. Даже лучшие темы в их симфонических произведениях — это своеобразные цитаты из народного фольклора. Поэтому это хороший опыт великих людей, который я взял на вооружение.

Ну и собственно говоря, мои непосредственные учителя, которые мне давали путевку в жизнь, такие как Василий Павлович Соловьев-Седой, Валерий Александрович Гаврилин — это люди, которые создали в своей жизни великие произведения, и мне посчастливилось брать у них уроки жизни, за что я им очень благодарен.

Музыка настолько поглощала меня, все мое существо в жизни, но бог меня вознаградил, и уже 15 лет со мною рядом такой человек, который ради моей музыка, ради моего творчества оставил свою карьеру. Я говорю о Марине Парусниковой, которая проводила первый конкурс красоты в Советском Союзе, у нее было свое серьезное дело, она была профессиональным журналистом, но вот посвятила жизнь композитору Александру Морозову.

— Среди выпускников театра Александра Морозова «Самородок» известный певец Николай Басков, который любит шокировать публику. Например, он пытался поцеловаться с козой, получил тортом в лицо на празднике у Рамзана Кадырова, попав в «Инстаграм», а на «Новой волне» появился в костюме «бенгальского тигра» с микрофоном в хвосте и металлической мордой животного вместо ширинки. Часто ли вам бывает стыдно вам за ваших выпускников?

— Это произошло с Николаем уже после нашей совместной с ним работы. Получилось так, что он выбрал себе именно этот путь. Хотя когда я встретил Николая, если вы помните его первые шаги на эстраде, то это был клип памяти Карузо, где он выходил на сцены в сопровождении симфонического оркестра и пел. Это была совершенно другая музыка, и первый его сольный концерт, с которым он выступал в концертном зале «Россия» был посвящен классическим эстрадным шедеврам мировой музыки. В этом я видел его будущее, а потом шоу-бизнес сделал свое дело, и я думаю, что он пришел к тому, на что он сам был настроен.

— Не грустно вам из-за этого?

— После этого у меня было много других проектов. Примерно в это же время я помогал начинающей молодой исполнительнице Пелагее, которая, к счастью, закончила ГИТИС, стала мамой. Я кстати, очень ее уважаю, потому что она как раз остается предана фольклору, своему жанру и идет по жизни именно так, как мне хотелось бы ее видеть. Все это — люди, которых я не могу назвать своими воспитанниками, просто на определенном жизненном этапе я им помогал, поскольку возглавлял и продолжаю возглавлять фонд «Самородки России». И Николай Басков на тот период мне показался именно таким человеком, как и Виктор Салтыков в группе «Форум», и Марина Капуро. Это мой ленинградский, питерский период, середина 80-ых годов. Телезрители наверняка помнят шумный успех группы «Форум», песни «Белая ночь», «Островок», «Улетели листья». У Марины Капуро были песни «Летела Гагара», «Ах мама, маменька», «В горнице моей светло». Это моя гордость, потому что мне очень приятно, что мне посчастливилось открыть на нашей эстраде много молодых имен.

— Свою первую песню «Травы пахнут мятою» вы написали в 1968 году, то есть почти полвека назад. Все ли свои песни вы помните?

— Вы знаете, как ни странно, иногда Марина удивляется тому, что вдруг могу вспомнить песню 70-ых годов, которая была написана, но не стала известной. Если эта песня удачная, то я с точностью до каждой строчки помню стихи этой песни, то есть я многие произведения знаю наизусть. Мне даже страшно становится, что кроме своих полутора тысяч песен, которые я написал, помню еще огромное количество мировой музыки

— Мы подготовили для вас испытание. Давайте проверим. Предлагаю угадать вашу же мелодию по первым трем нотам.

Звучит мелодия.

— Я так понимаю, из полутора тысяч песен под эти три ноты многие подходят! И все же?

— Есть такая популярная программа «Угадай мелодию», я когда ее смотрю, поражаюсь, как некоторые участники этой программы угадываю композицию по двум-трем нотам. Я не обладаю такой способностью.

— Это была песня «Пампушечка». Помните, кстати, ее?

— Нет «Пампушечку» я помню, но вы знаете, когда я услышал первые три ноты, я стал вспоминать какие-то легендарные свои песни. «Пампушечка» — это песня в общем-то из моего последнего творчества, она пока еще не стала такой знаменитой песней, поэтому я даже не подумал о ней. Мне бы легче было бы узнать «в Горнице моей светло» или «Малиновый звон», или «Летела гагара». «Пампушечку» я написал наверно пару-тройку лет назад.

— Я посмотрел на вашу жену Марину — далеко не пампушечка! Со временем стандарты изменились?

— На самом деле стихи к песням пишу не я, а поэт. И когда мне поэт Женя Муравьев показал эти стихи, я вспомнил о тех своих поклонницах, которые приходят на мои концерты. Дело в том, что мне-то уже не 20 лет. Когда я прихожу на концерт, то в зале сидят люди, которым далеко за 40, но не всем женщинам удается сохранять в этом возрасте фигуру, поэтому таких пампушечек вижу там достаточно. Кстати, в Youtube есть любопытный номер на эту песню — на одном из концертов, по-моему, в Брянской области, когда я пел эту песню «Пампушечка», на сцену вдруг одна за одной стали выбегать эти самые пампушечки и очень весело отплясывать. Советую посмотреть.

— Вы являетесь автором музыки ко всеми любимой «Нижегородской лирической», которой в этом году исполнилось 20 лет. Эта песня, со словами «В Нижний Новгород — это значит домой», всегда исполняется на праздниках, ее с удовольствием поют нижегородцы, в том числе и губернатор Валерий Шанцев. Вы не являетесь нижегородцем, и даже родились не в России, а песни пишете так, словно это ваша родная земля. Что вас связало с Нижним Новгородом?

— Вы знаете, один из моих соавторов — ваш земляк нижегородец Юрий Александрович Паркаев, царствие ему небесное. Именно он автор песни про Нижний Новгород. Его корни в селе Вареж под Павловым. И поскольку мы с Юрием Поркаевым почти сорок лет были в дружбе, он каждое лето приглашал меня к себе в гости на Оку. И я настолько почувствовал эту землю, ее красоту, ее гостеприимство, людей почувствовал, что именно там в Вареже зарождались наши новые песни, в том числе там родилась песня «Нижегородская лирическая». Если мне не изменяет память, это был 1996 год — выборы губернатора Нижегородской области. Тогда на эту должность баллотировался Иван Петрович Скляров. Поскольку я был частый гость в Нижнем Новгороде, и уже была эта песня, меня Александр Алексеевич Сериков познакомил с Иваном Петровичем и предложил мне принять участие в предвыборной кампании в качестве доверенного лица.

— То есть вы были еще и агитатором!

— Для меня это была большая честь. Я был этому очень рад, потому что получил возможность посетить те уголки Нижегородской области, где бы я никогда не побывал. И люди, которые сейчас смотрят это интервью, они вспомнят эти наши незабываемые встречи, когда после концерта в какой-нибудь деревне прямо тут же на сцене, где я только что пел песни, стоял импровизированный стол, скатерть-самобранка и все, что у людей было в закромах, появлялось на столе. Это были действительно очень памятные встречи, и я благодарен судьбе, потому что я именно тогда почувствовал, что эта песня получилась. Люди сразу же подхватывали припев этой песни вместе со мной. И потом год за годом, год за годом — и вот она теперь звучит на вокзале.

— Кстати, поэт Леонид Дербенев говорил, что текст в песне важнее музыки, иначе петь можно было бы даже таблицу умножения. Вы, как композитор, наверное, думаете иначе?

— Я, конечно же, не соглашусь, хотя с Леонидом Петровичем мы были тоже очень большие друзья. Мне кажется, что все-таки песня — это некий синтез слов и музыки. Однако чаще, да не обидятся на меня поэты, все-таки музыка определяет популярность песни, потому что какие бы ни были хорошие стихи, если не получится музыка, то произведение не получается, и если музыка яркая, то она может звучать и на «Абракадабре». Когда мы слушаем песню на иностранном языке, мы же понимаем не все слова, но, тем не менее, наша душа, наши эмоции, они реагируют именно на мелодичность. Поэтому если говорить о песне, то, конечно же, главное — это мелодия.
— Рубрика «На острие» — самые острые вопросы нижегородцев от газеты «Аргументы и факты». Артем Волошин из Нижнего Новгорода спрашивает: «В интернете пишут, что представители шоу-бизнеса много пьют и даже употребляют наркотики. Например, от алкоголизма лечился Григорий Лепс. Неужели без „допинга“ у артистов песни не поются и музыка не сочиняется?».
— Я думаю, что это можно сказать не только об артистах, но и о представителях многих других профессий.

— О вашем «брате — артисте» так говорят чаще.

— Ну, вы понимаете, здесь все зависит еще и от силы воли человека, потому что особенно если человек популярный, есть такая слабость, что когда человек приезжает в какой-то город, он ведь для этих людей, которые принимают своего кумира, чуть ли не бог. И они обязательно считают своим долгом, хотя бы по рюмочке с ним выпить, и не секрет, что всегда проходят разного рода банкеты и тому подобное. Но я знаю много случаев, когда молодые звезды, пройдя такое испытание, находят в себе силы остановиться. К ним приходит понимание, что если со всеми быть друзьями по рюмке, то долго протянуть не получится. Я могу сказать, что сейчас среди звезд появилось много трезвенников, артистов, которые думают о своем здоровье, иначе эстрада уже спилась бы. Просто к ним пришло понятие, что творчество дороже, и нет ничего страшнее, чем потерять свою аудиторию — любовь народа, счастье выходить на сцену и петь для своих людей.

— Великий композитор Иоганн Себастьян Бах говорил, что «в музыке нет ничего особенного. Надо просто ударять по правильным клавишам в правильное время — а инструмент играет сам». Какое же это искусство, если нужно просто правильно ударять по клавишам? Получается, любой человек, следуя этому правилу, может стать виртуозным исполнителем и добиться успеха. Или формула успеха в другом?

— Когда я сажусь за инструмент и начинаю работать над песней, я ведь не знаю, какие клавиши я нажму. Есть такое понятие как интуиция или, как говорят в народе, божий дар. Я считаю, спасибо господу Богу, что он меня наделил таким даром, ударять по тем клавишам, которые нужны. Я сам не понимаю и не могу объяснить, почему именно вот эти клавиши и почему именно вот эта мелодия — мне это не поддается. Если бы это основывалось на каких-то понятных законах, то все песни, которые люди пишут, были бы очень хорошими. А ведь даже у известных авторов, которые стали классиками, по-настоящему известные и популярные песни можно перечислить по пальцам. У меня полторы тысячи песен, но это не значит, что все они известны и популярны.

— Какова ваша формула успеха, ваш девиз, с которым вы двигаетесь по жизни?

— Наверное, любить — любить всегда, потому что именно это состояние человека — быть влюбленным в жизнь, в людей, в творчество, в музыку, да во все — в жизнь. Любить жизнь.

— Кроме «Нижегородской лирической», вы являетесь автором музыки к песне «Нижегородская ярмарка», поэтому проверим, много ли знаете о ней. Если вы пройдете наше испытание, то получите вот такую книгу — «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях». Если же вы ответите неправильно, то мне придется подарить вам другую книгу, которая может стать для вас символической — называется она «Прогулки с бабушкой».
Итак, вопрос: есть один интересный факт. По данным книги Владимира Тульева об истории денег, император Александр I ради строительства Нижегородской ярмарки решил серьезно урезать расходы из казны. На чем он сэкономил?

• На балах
• На зарплатах министров
• На перестройке Зимнего дворца
• На платьях супруге

Как вы считаете?

— Хоть это и менее вероятно, но я думаю, что получится более оригинально. Я думаю, что император сэкономил на платьях супруге.

— Перефразирую: если бы вам были нужны деньги для творчества, на чем бы вы сэкономили?

• На праздниках
• На зарплатах подчиненных
• На строительстве домов
• На платьях супруге

Ну, а сами вы бы стали экономить на платьях супруги, если бы экономили деньги?

— Нет, конечно же, не стал бы. Конкретно я не могу ответить на этот вопрос, потому что не являюсь знатоком данного факта.

— Итак, ваш ответ — император экономил на платьях супруги. А теперь правильный ответ: император Александр I понимал важность постройки нового экономического центра, поэтому ради Нижегородской ярмарки решил не перестраивать Зимний дворец. Сэкономленные средства из казны, а именно 6 миллионов рублей, он направил в Нижний Новгород.

Я думаю, что не все мужчины решились бы сэкономить на платьях своих жен, возможно даже императоры. Так что дарю вам книгу «Прогулки с бабушкой». Мне кажется, что изначально книга вам понравилась, поэтому вручаю ее вам. А также передаю вам вопросы нижегородцев, на которые вы не успели ответить, для того, чтобы вы это сделали лично.

Спасибо вам за участие в программе, творческих вам успехов.

— Спасибо, а я хочу выразить слова благодарности всем нижегородцам и жителям Нижегородской области за любовь к моему творчеству, за то что вы любите мои песни, за то, что многие из них вы считаете своими родными, судя по тому, что вы их поете за своим дружеским и семейным столом. И спасибо за то, что вы выбрали «Нижегородскую лирическую» — песню своего сердца.



Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
В Нижегородской области растет количество добровольных доноров
Ежегодно на 2000 человек.
Общество
Сергей Яковлев — о развитие туристической отрасли в Нижегородской области
Он дал интервью «Волге 24».