ПятницаПт, 29 марта 00:27 16+
Сейчас  °C
USD$ 92,26 ▼-0,33 EUR 99,71 ▼-0,56

«Важно ставить цели, уходящие за горизонт — тогда есть вероятность дойти до самого горизонта»

1 августа 2016 года, 13:29

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью председателя комитета по образованию, члена фракции «Единая Россия», президента фонда «Политика» Вячеслава Никонова для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука».

В 2002 году в одном интервью наш герой заявил: «у меня нет желания повторять опыт сидения в Думе. Два года, проведенные там, способствовали только моей деквалификации. Для того чтобы быть депутатом Российской Госдумы, вовсе не обязательно быть доктором наук. Лучше даже не быть им». Однако сегодня он вновь депутат той самой Государственной Думы.

У нас в гостях председатель комитета по образованию, член фракции «Единая Россия», президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов.

Вячеслав Алексеевич, здравствуйте.

-Здравствуйте.

-Снова в депутатах. Отчего вдруг решились на очередную «деквалификацию»?

— Во-первых, не «вдруг». Я и сейчас являюсь депутатом государственной Думы. Те слова мои были сказаны по результатам работы в первой Госдуме: депутат Марычев с женским бюстом, Владимир Вольфович Жириновский, который не выступал с пламенными речами, а дрался — никаких реальных законодательных инициатив, которые можно было бы принять. Тогда это было действительно довольно бессмысленным времяпровождением, потому что, не делались, казалось бы, элементарные вещи. Например, у нас не было государственных символов: флаг, герб, гимн. Дума не могла принять их, потому что коммунисты обладали большинством и не позволяли это сделать. Ну и такая элементарная вещь, как частная собственность, ее также не могла принять первая Госдума. Восемь фракций, которые друг с другом воевали, никакой законодательной инициативы.

Действительно, я чувствовал, что «деквалифицировался». Сейчас абсолютно другая ситуация, ты понимаешь для чего и что ты делаешь. За последние 4,5 года, которые я являюсь депутатом государственной Думы, по моей инициативе были приняты 24 закона, которые подписал президент. Эта работа полезная.

— Вы родились 5 июня. В этот день также родились: английский экономист и философ, заложивший основы экономики как науки Адам Смит, который покинул Оксфорд из-за постоянных насмешек студентов; испанский поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка, который с юности увлекался чтением так сильно, что отец открыл для него счет в книжном магазине; лауреат Нобелевской премии по физике, пацифист Денеш Габор, которого трижды призывали в армию. Кто из этих людей Вам ближе и почему?

— Все достойный люди, но я не уверен, как было с летнем временем в 19 веке. Мне все-таки ближе человек, которые родился 6 июня — Александр Сергеевич Пушкин.

— Интересно, что Пушкин имел большие карточные долги, так как спасался от хандры за карточным столом. При этом поэзия служила средством оплаты, когда за одну ночь Пушкин мог отработать долги с излишком. Вас с великим поэтом роднит любовь к литературе или азартным играм?

— Скорее первое, азартные игры — абсолютно не мое. В молодости я увлекался преферансом, но не стал профессионалом. Азартным меня можно считать, только если считать футбол или шахматы азартными играми. У меня были спортивные разряды не только по этим видам спорта, но также по легкой атлетике — бегу на средние дистанции и лыжам.
— А сейчас совсем завязали со спортом?

— Сейчас у меня другие виды спорта: прогулки, ходьба — я очень люблю гулять по лесу; плавание — как только вижу бассейн, реку, море, где можно плавать — я плаваю. Зимой — это по-прежнему лыжи. Ну, и раз в неделю я занимаюсь с инструктором йогой.

Что касается литературы, то я не пишу стихи, больше в жанре прозы. Много пишу, конечно, приходится, потому что помимо всего я еще и декан факультета Государственного управления МГУ, профессор, доктор наук. Приходится соответствовать. Пишу в разных жанрах: публицистика, учебные пособия, научно-популярная литература. Пушкин ближе всего своей идеологией и философией, он очень глубокий человек. Я, наверное, один из немногих людей в нашей стране, который прочитал полное собрание сочинений Пушкина, включая неопубликованные произведения и комментарии. В моих отдаленных планах стоит биография Александра Сергеевича с точки зрения как раз знаний и философии.

— Вы являетесь одним из первых знатоков клуба «Что? Где? Когда?». Ведущий шоу Борис Крюк еще в 2004 году заявил, что многие знатоки «не случайно плохо ориентируются в жизни, не могут найти хорошо оплачиваемую работу. Поскольку такие обширные знания никому не нужны». Вас как знатока такие слова обижают или мотивируют на результат?

— Я с этим не вполне согласен. Считаю, что ненужных знаний не бывает, просто не надо зацикливаться на всезнайстве, это действительно бессмысленное занятие. Я очень хорошо помню, как оканчивал пятый курс, зашел в комитет комсомола, членом которого я являлся, там сидела какая-то женщина. Секретарь комитета сказал: «а, вот, еще и вот этот может». Оказалось, это была Наталья Стеценко, супруга Ворошилова, которая отбирала в первый состав «Что? Где? Когда?». Я участвовал в большом количестве передач, но в какой0-то момент руководство факультета и партийная организация сказала мне: «хватит, не увлекайся, ты серьезный человек, преподаёшь в МГУ». Тогда я перестал увлекаться этим делом. Действительно, нельзя делать «Что? Где? Когда?» своей профессией, нужно концентрироваться на достижении тех целей, которые могут помочь и тебе, и, в конечно счете, стране. Всезнайство хорошо для того, чтобы разгадывать кроссворды или выигрывать в «Что? Где? Когда?», но большой пользы для общества оно не приносит.

— Осенью 2016 года состоятся выборы депутатов Государственной Думы России, в которых наш герой примет участие от Нижегородской области. А в Челябинской области от «Российской партии пенсионеров» в Государственную Думу будет баллотироваться ведущая прогнозов погоды Лариса Сладкова. Если ее всё же изберут в депутаты Вы, будь Ваша воля сели бы подальше или поближе к этому депутату?

— Поближе не удастся, потому что это другая фракция, обычно депутаты сидят фракционно. Я думаю, что она должна вдохновлять своих партнеров по Партии пенсионеров. Я думаю, это как раз основной главный вдохновляющий момент для этой партии.

— Говорят, что такие кандидаты дискредитируют выборы в Государственную Думу. Или наоборот подогревают интерес, и соответственно делают выборы более легитимными?

— Никому нельзя запретить баллотироваться в Госдуму, тем более в этом году выборы, как никогда, конкурентны. У нас 74 партии, которые имеют право выставлять своих кандидатов на выборы. На прошлых — было только 7. Из этих 74, 14 могут выставить своих кандидатов в каждом избирательном округе, не собирая подписи. То есть количество кандидатов будет зашкаливать, естественно среди них будут самые разные люди. Это, во-первых демократия, а во-вторых возможность для кого угодно, даже для тех, кто является вдохновителем Партии пенсионеров, учувствовать в избирательной кампании.

— В прессе Вы много говорите о строительстве новых школ, с Вашей помощью уже в следующем году откроется лицей в Семенове. Также Вы активно боретесь со второй сменой. Скажите, неужели все проблемы современного школьного образования сводятся исключительно к маленьким классам и второй смене?

— Конечно, не только. Но сейчас это одни из серьезнейших проблем, как все предыдущие годы была проблема нехватки мест в детских садах. Это проблема, которая является следствием наших достижений. Все же произошел довольно большой демографический всплеск, поэтому в течение трех лет шла программа создания мест в детских садах — за это время по всей стране создали 1,5 миллиона мест. Колоссальная задача, только теперь все дети вырастают и идут в школу, где надо создать за ближайшие 10 лет, по нашим подсчетам, порядка 6,5 миллионов мест. Огромная задача, на которую только из федерального бюджета будет направлено около 3 триллионов рублей. Не сделав этого, остальные задачи можно даже не решать. Также, согласен, что есть проблема качества образования. Если мы берем школьный образовательный срез, то я считаю наши начальные образовательные классы блестящими — по всем международным сопоставлениям наши ребята попадают в тройку лучших «младшеклассников» планеты.

— А что же потом у нас не клеится?

— Мне представляется, что существует проблема мотивации. Не то, что мы выпадаем куда-то в третий десяток, безусловно, находимся в первом, притом уступаем восточным странам, а не западу. Появляется проблема стимула лучше учиться, и здесь важна, на мой взгляд, проблема ЕГЭ, которая дестимулировала в какой-то момент учащихся делать многие вещи, например, учиться говорить или писать. Сейчас, по нашему настоянию, вернули сочинения, и это замечательно. Это повысило результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе. Однако выяснилось, что никто не может написать сочинения в том виде, в котором их писали мы. То, что было написано — это скорее какое-то изложение, причем которое наложилось на современное «клиповое» мышление. Дети привыкли проводить время в «Фейсбуке», «Одноклассниках», объясняясь односложными предложениями, поэтому стали использовать все меньше причастных и деепричастных оборотов, что тоже плохо. Кроме того, ЕГЭ — это письменный экзамен, для того, чтобы его сдать, не надо хорошо говорить. Сейчас возвращается устная часть в экзамены по иностранным языкам. По русскому, я думаю, тоже скоро вернем.

Для того чтобы поступить в вуз, достаточно учиться не по всему спектру предметов, а только по тем, которые нужны для поступления в конкретное место. Чтобы этого не происходило, вернули золотую медаль, которая служит существенным преимуществом для поступления в университет. То есть проблема поиска стимулов постоянно ведется. И при всех разговорах о качестве образования, оно возвращается. Об этом свидетельствуют результаты международных олимпиад, где наши ребята выигрывают по различным предметам.

— Один из жителей Владислав Шмотин, Нижний Новгород, как раз в продолжение темы ЕГЭ задает вопрос: ЕГЭ каждый год реформируют, несмотря на жалобы выпускников, вузов о недоученных школьниках и учителей об ущербности тестов. Неужели даже не рассматривается возможность его отмены?

— Такая возможность рассматривается постоянно, в комитете очень часто выступают с такими инициативами. Сейчас самая плохая новость, которая может быть для выпускников ближайших лет — это отмена ЕГЭ, поскольку все настроились его сдавать. Во-вторых, и родители, и учащиеся, согласно опросам общественного мнения, предпочитают именно эту систему, потому что она понятная и прозрачная. Потом, если менять ЕГЭ, то надо понимать, чем его заменить. ЕГЭ действительно дает возможность талантливым ребятам, где бы они не учились, попасть в лучшие учебные заведения страны, просто набрав высокие баллы. Я не хочу возвращаться к тем критериям, когда фактор «плата» играл куда большую роль, чем фактор «знания». Все нарушения жестко пресекаются, «стобалльники» из солнечных республик ликвидированы как класс, поэтому сейчас, несмотря на то, что ЕГЭ — это не идеальная система, и я вижу очень много недостатков, его сохранение — намного лучший выбор, нежели отмена.

— В последние годы российские школы увлеклись компьютеризацией классов. Так за последние четыре года число компьютеров в школах Нижегородской области увеличилось в четыре раза. В то же время сами разработчики электроники, например, Билл Гейтс, Илон Маск, не дают своим детям до 14 лет телефоны и айпады, чтобы малыши лучше развивались. А российские специалисты говорят о непосредственной связи грамотного письма с написанием слов с помощью ручки, а не клавиатуры… Не зря ли такие деньги вбухивают в информатизацию?

— Когда вбухивают деньги в информатизацию, это совершенно не значит, что дети не должны писать от руки. Естественно, все должны писать от руки, потому что мелкая моторика очень важна для развития мозга. В то же время в современном мире без развития компьютерной грамотности делать нечего. Здесь мы совершили за последние годы прорыв, Россия стала одной из наиболее компьютерно грамотных стран на планете. У нас 98% детей и молодых людей до 30 лет пользуются компьютером. Не пользуются в основном пожилые люди, и это их выбор. Получение информации без информационных технологий невозможно. Сейчас с этой точки зрения наша задача другая, она, в том числе значится в программе партии «Единая Россия», — это обеспечение скоростного интернета во все школы нашей страны. Это очень амбициозная задача, потому что страна огромная, в некоторых регионах населения нет, но школы-то существуют, и там должен быть высокоскоростной интернет. Стандарты школьного образования предполагают использование электронных ресурсов, которые просто не будут работать с медленным интернетом. Если не будет интернета, учащиеся просто не смогут освоить школьную программу.

— Вопрос от читателя газеты «Аргументы и факты» Натальи Цветковой, Нижний Новгород. Видела по телевизору как Вы 9 мая в нижегородском «Бессмертном полку» несли портрет своего деда — Вячеслава Молотова. Как Вы могли записать Молотова, который был министром иностранных дел в сталинскую эпоху, дружил с Гитлером и затем занимался массовыми репрессиями поставить в один ряд с героями «Бессмертного полка»?

— Насчет дружбы с Гитлером — это, конечно, очень вольная трактовка истории. Он действительно с ним один раз встречался на переговорах и, как свидетельствуют участники этих переговоров, а также все аналитики дипломатии, включая Генри Киссинджера в своей «Бессмертной дипломатии», что с Гитлером так никто никогда не разговаривал. Любого другого человека он выставил бы за дверь. Я просто напомню, что руководство страной во время Великой Отечественной войны осуществлялось Государственным комитетом обороны. Его возглавлял Сталин, у которого был один заместитель — Молотов. Государственный комитет обороны выпустил примерно 10 тысяч указов и постановлений, которые и определили всю экономическую и военную политику во время войны. Пять тысяч этих постановлений подписаны Молотовым. 22 июня, когда немцы напали, Молотов сделал заявление, которое разделило жизнь страны на «до и «после». Закончил он его бессмертными словами, которые вели людей в бой: «наше дело правое, враг будет разбит и победа будет за нами». Также Молотов имел точечные задания, в частности, производство танков. Единственная его звезда Героя социалистического труда была получена в 1943 году — за производство танков для Курской битвы. Благодаря этим танкам мы получили в битве громадное преимущество. Я думаю, что такие люди, как Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, Шарль Де Голль, представляют историю военного времени не хуже, чем наш телезритель. Так вот, они считали Молотова выдающимся политическим деятелем, сыгравшим очень большую роль в победе над гитлеровской Германией. Все оценивали его таланты и реальные дела, он был один из творцов антигитлеровской коалиции. Недаром одним из первых тостов после Победы был: «За нашего Вячеслава». Также Молотов был номинирован на Нобелевскую премию мира. Я прекрасно представляю себе биографию своего деда и не идеализирую его, но он мой дед. Я его всегда любил, он нянчил меня на руках. Я ему обязан жизнью не только потому, что на четверть состою из его генов, но и в прямом смысле. Когда был малышом и свалился с мостков в Крыму в море, он нырнул и вытащил меня, откачал.

Я не могу иначе к нему относиться, не я ему судья; я его биограф. Сейчас закончил работу над двухтомной биографией Молотова, которую выпустит издательство «Молодая гвардия». Я презентую ее в сентябре на международной книжной ярмарке и, надеюсь, здесь в Нижнем Новгороде. Тем более, Вячеслав Михайлович был председателем Исполкома в 1919—1920 годах. В книге есть достаточно большой раздел, посвященный этому эпизоду.

— Терпение и труд, оказывается, не всё перетрут. Американские ученые выявили, что целенаправленная практика определяет лишь 4% успеха в учебе, 21% в музыкальной деятельности и 26% в играх различного рода. Что же теперь не терпеть и не трудиться? А какая Ваша формула успеха?

— Если односложно, то формула звучит как «вкалывать» — трудиться. Если немного развернуть, то можно к ней добавить: никогда не думать, что вы схватили Бога за бороду, постоянно учиться. Очень важно ставить далеко идущие цели, желательно уходящие за горизонт, иначе до самого горизонта никогда не дойдешь. И еще создавать команды. Жизнь и тем более политика — это командная игра.

— Вы написали более 900 научных работ, заканчиваете биографию своего деда, а на чтение книг время находите?

— Не все мои работы являются научными, там есть и публицистика. Я долго работал колумнистом — писал колонки во многие газеты. Для чтения время, конечно, находится. Невозможно написать книгу, не читая. Для того чтобы написать биографию Молотова, необходимо прочесть сотню книг, в том числе на разных языках.

— Некоторые энтузиасты совмещают чтение с принятием пищи, чисткой зубов и даже занимаясь спортом, слушают не музыку, а аудиокниги.
Что из этого про Вас?

— За едой да, могу читать. Аудиокниги не люблю, читаю книги «живьем», чтобы почувствовать страницы и запах книги, на мой взгляд, это тоже важно.

— Мы подготовили для Вас небольшой испытание. Оно несколько шуточное, но с призом. Если правильно ответите на наш вопрос, то получите книгу «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях», а если неправильно, то «Скупые годы», про подростков во время Великой Отечественной войны.

Согласно исследованию американского ученого Роберта Провайна, которое он провел в 2005 году, именно это делают порядка 60% человек, читая о зевоте. Что именно?
• Чихают
• Зевают
• Чешутся
• Засыпают

— Я думаю, это зависит от того, когда человек это делает. Если с утра, то просто зевает, а если вечером, то засыпает. Наверное, все же зевает.

— Согласно исследованиям американского ученого Роберта Провайна до 60% людей склонны к коллективной зевоте, то есть они начинают зевать после зевка человека рядом. Причем они зевают даже тогда, когда читают об этом или видят по телевизору. Также ученый выяснил, что если Вы легко реагируете на чужое зевание, значит Вам не чужды отзывчивость и чуткость.

— Знаете, такие стадные инстинкты скорее характерны для американцев.

— Как у вас с зеванием? Вы зеваете, когда читаете про зевоту?

— Обычно нет, мне некогда зевать. Нельзя зевать, особенно в политике.

— Спасибо за участие в программе, я передаю Вам вопросы, на которые не успели ответить во время программы, чтобы вы могли на них ответить лично. Желаю успеха Вам, чтобы Вы и Ваши партнеры по фракции могли принимать правильные решения, чтобы жизнь каждого из нас становилась лучше.



Картина дня
Рекомендуем