ВторникВт, 16 апреля 22:03 16+
Сейчас  °C
USD$ 93,59 ▲0,15 EUR 99,79 ▲0,06

«Звуковысотный слух есть у всех, поэтому петь может любой человек»

25 августа 2016 года, 16:00

Информационное агентство «Время Н» публикует полный текст интервью доцента кафедры сольного пения в Нижегородской консерватории Ирины Шабординой для авторской программы Романа Скуднякова «Без галстука» на ТК «Волга».

— Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа «Без галстука». Этого человека широкая публика знает больше не из-за званий и титулов, а благодаря успехам учеников — победителей различных конкурсов. У нас в гостях доцент кафедры сольного пения в Нижегородской консерватории, лауреат Всероссийских и международных конкурсов Ирина Шабордина. Ирина Васильевна, здравствуйте.

— Здравствуйте, Роман Владимирович.

— Не обижаетесь, что имена учеников больше на слуху у людей, чем Ваше собственное?

— Как это может обижать? Это достоинство педагога. Для меня хороший ученик — интеллектуал с хорошим, лучше абсолютным слухом. И такое бывает очень часто. Скорее человек, который разделяет мои взгляды на музыку. А остальное мы сделаем!

— Вы родились 25 декабря. В этот день также родились: американский актер Хамфри Богарт, который унаследовал от своего отца язвительность, увлечение рыбалкой, любовь к парусниками и страсть к волевым женщинам; писатель и эзотерик Карлос Кастанеда, который запрещал себя записывать на видео или делать фотографии; пианист-виртуоз, композитор и актер Левон Оганезов, который, как и его четверо братьев и сестер, в детстве играл по слуху. Кто из этих людей Вам ближе и почему?

— Конечно, в первую очередь тот, кто играет по слуху. Как ни странно, вы сейчас назвали несколько фамилий, из которых Карлос Кастанеда — очень близкий для меня человек. На рубеже 20−21 веков его имя было широко известно в кругах людей, которые читают всяческую эзотерическую и психологическую литературу. На этом выросло целое поколение. В какой-то момент я очень увлекалась Кастанедой, ведь в его произведениях отражена практика учительства и ученичества, и оттуда я многое подчерпнула для своей работы. Когда мы со студентами работаем над постановкой мышц, корпуса, ощущением, выработкой двигательных навыков, и Кастанеда, как ни странно, помогает.

— Любой человек может запеть с хорошим педагогом или нет?

— Я убеждена, что практически любой во взрослом возрасте, потому что взрослый певческий голос образуется после ломки, поэтому мы не говорим о детях. Часто говорят, что человек не может запеть без слуха, но звуковысотный слух есть у всех. Мы же все интонируем в речи. Поэтому петь может любой человек.

— Карлоса Кастанеду можно причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он — автор десяти книг-бестселлеров. Кастанеда не только тщательно сохранял «тайну личности»: практически не давал интервью и категорически отказывался фотографироваться, но и каждый раз с упоением придумывал себе новую биографию: новую родину, новых родителей и много другое. А Вы тоже считаете, что в человеке должна быть загадка? Какие факты скрываете вы?

— Никаких. Я думаю, что это некие грани одного целого. Так можно очень многое скрывать и очень многое придумать — это одна сторона сдвига точки сборки, а другая, это когда ты ничего не придумываешь, потому что работаешь с реальностью и сам ее создаешь. А когда тебе надо создать реальность, придумывать уже ничего не приходится. На сцене ты делаешь так много другого, что это фактически одно и то же.

— Вы являетесь автором музыки гимна Нижнего Новгорода. Чем же вас не устраивала «Сормовская лирическая», что решили гимн написать?

— «Сормовская лирическая» — это же песня про Сормово! Моя любимая с детских лет песня, и я живу в Сормове. Наверное, этим она меня и притянула. Слово «Сормово», разумеется, я услышала в первый раз в этой песне. Она никак не противопоставляется нижегородскому гимну. Гимн решили написать случайно. Мне позвонил мой любимый педагог Андрей Седов, у которого я училась и много лет проработала на кафедре сольного пения. Он до последнего года был заведующим кафедрой и научил меня многому. Отказать было нельзя, и поэтому когда он сказал: «Ира, вот тут проходит конкурс гимнов на радио. Мой знакомый академик Алексей Весницкий написал стихи, и на его стихи самодеятельный композитор написал музыку. Ты не могла бы записать то, что он придумал?». И вот мы встретились, дружно записывали ноты. Валерий Вахромеев исполнял эту песню, но это была песня, а не гимн. Это был вальс, и когда зашла речь о том, что на конкурс гимнов это выставить невозможно, то Весницкий сказал: «Вы же музыкант! Напишите так, чтобы это был гимн. Что вы меня критикуете?». Я не стала критиковать, придумала гимн, взяла слова Весницкого, и мы с ним по телефону обсудили текст. В итоге пришли к консенсусу, поэтому так получилось, что сначала родилась мелодия, а потом на нее полились слова из предыдущего варианта.

— В последние годы среди Ваших учеников всё больше китайцев. Неужели наши российские певцы разучились петь русские романсы?

— Вы задаете мне вопрос, который задавали журналисты и сотрудники телевидения в течение полутора лет, пока шла бурная реакция на то, что Мо Лицзянь получил гран-при всероссийского конкурса старинного русского романса в Кинешме. Нет, конечно, никто не разучился петь. Это был невероятный сюрр, что китаец поет старинный русский романс, а не классический русский, как на конкурсе Чайковского. Старинный русский романс — это романс, которого не существует. Есть нотная строчка, есть проставленные гармонии, и иногда очень просто написанный аккомпанемент. Часто это писали самодеятельные авторы, и нужно чувствовать русскую душу, русскую мелодику, интонацию, русское состояние, а еще вложить русское сердце, чтобы спеть старинный русский романс.

— Вы китайских студентов иногда даже селите у себя. Как терпят домашние эту «поднебесную» у себя под боком?

— Да, живут. Муж прекрасно к этому относится — с уважением и интересом. Так получилось. Сначала оказался один, который совершенно не мог жить в общежитии, и еще надо было ему со здоровьем помочь. Помогли, как могли. Стал приходить на уроки, не высыпаться, уставать. Поступили они вместе с Мо Лицзянем, и он остался жить. Сначала пришел в гости на Новый год вместе с компанией студентов, с русской елкой, с огнями, фейерверками и китайской едой. После него с зимы 2010 года и по настоящее время у нас живут студенты китайцы.

— Что так их влечет в Россию?

— В Китае примерно 20 лет назад вышло постановление — ввести урок музыки в общеобразовательных школах. Его просто не существовало. С этого времени китайцы стали приезжать учиться, потому что у них профессиональных кадров нет и учить их негде. Не было даже вузов, в которых такое большое количество можно было принять. Зарплаты у них в образовании очень хорошие. В университете зарплата педагога 8−10 тысяч юаней — это порядка 80−100 тысяч рублей. И эти кадры хлынули к нам. Ректора нижегородской консерватории Эдуард Фельтермейстер по этой профессии мгновенно открыл факультет художественного образования, в котором есть магистратура — с европейскими ступенями образования, с дипломами, которые требуются в Китае. Это было гениально, потому, что это спасло нашу консерваторию, дало нам шанс очень благополучно жить и выиграть грант, который мы получаем вот уже семь лет. Китайцев оказалось много: их у нас в консерватории обучается свыше ста человек. А когда-то общее количество студентов было пятьсот.

— Не у всех певцов превосходная дикция: мы прекрасно помним картавящего Шуру, у которого появились подражатели в 21 веке. Для Вас подобное исполнение не кажется музыкальным преступлением?

— Нет, не является. Было советское время, и было много хорошей популярной музыки, но она проходила через огромное сито цензуры. С тех времен еще остались любимые песни… Александра Морозова, или диск Тухманова, очень любимый тогда, или, например, «Звездочка моя ясная» в исполнении Александра Лосева и группы «Цветы», но музыки стало сейчас много, даже слишком. Я в любом смысле за шедевр всегда. Но рядом с шедевром должно быть поле: качественные изменения должны произрасти из количественных.

— Мы решили подготовить для Вас испытание на дикцию. Сможете ли Вы справиться с этими тремя скороговорками? Первая скороговорка. Нужно произнести ее быстро пять раз.

— Король — орел. Король — орел. Король — орел. Король — орел. Король — орел.

— Усложняем задачу. Вторая скороговорка.

— Какая политическая у вас скороговорка! Читаю медленно, чтобы всем было понятно. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

— А следующая скороговорка использует термин, который должен быть Вам знаком.

— Гитаристы реверберировали, реверберировали, да не выреверберировали. Гитаристы реверберировали, реверберировали, да не выреверберировали. Реверберация — это частоты, которые повторяются.

— Зато есть, куда стремиться, и, кстати, новое практическое занятие для того, чтобы вместе со студентами поработать.

— Может быть, но вокальная дикция очень отличается от разговорной.

— Музыка может не только поднять нам настроение, помочь укрепить здоровье, к примеру, понизить кровяное давление, но и решить психологические проблемы. Например, актер Жерар Депардье в молодости излечился от заикания, слушая 2 месяца произведения Моцарта. Ваша практика подтверждает целебные свойства музыки? Или это все же преувеличение?

— Это не преувеличение, потому что музыка — это воздействие частот на организм. Существует множество медицинских приборов, которые используют звук для лечения заболеваний. Музыка точно воздействует на эмоции. Как она может не воздействовать? Она несет в себе эмоциональный заряд, и зависит это от того, какая мелодика, гармония. Я читала сама, что проходили научные исследования, и выяснилось, что при слушании музыки Моцарта повышаются надои у коров. Это физиологическое воздействие. Сейчас уже невозможно отрицать воздействие музыки на физиологию.

— Есть общепринятое мнение, что, к примеру, рок — это плохо, а классическая музыка — хорошо. Но на деле все гораздо сложнее. Доказано, что и классическая музыка способна не лучшим образом воздействовать на организм. Например, произведения Вагнера или Рихарда Штрауса повышают нервозность, что, по мнению психологов, особенно опасно для беременных или тех, кто за рулем автомобиля. А какую музыку посоветовали бы слушать Вы? И как понять — на пользу она идет или во вред?

— Я думаю просто, что музыка не всего Вагнера и не всего Рихарда Штрауса. Потому что, как известно, тот же Рихард Штраус имел две разных направленности в своей деятельности. В раннем возрасте он работал в одном стиле, а с возрастом, видимо, его потянуло укрепить здоровье, и он стал писать очень жизнерадостную музыку, красивую, где-то похожую по воздействию на музыку Россини. Это зависит от того, какой ритм и какая гармония, что музыка несет в себе, а она, безусловно, несет.

— Какая музыка способствует хорошему сну?

— Колыбельные, а еще когда включаешь Лосева «Какую песню спеть тебе, родная».

— Вопрос от читателя «АиФ» Андрея Клязина (Нижний Новгород): «Я хоть и не певец, но часто болит горло, вплоть до того, что пропадает голос. Лор только руками разводит и говорит, что ничего нельзя поделать — такое строение. Неужели нет вообще никаких шансов укрепить горло, хоть упражнениями, хоть может быть отваром каким?».

— Что такое болит горло — вещь мне непонятная. О каком строении сейчас идет речь, я тоже не знаю. Это вопрос неточный, если говорить в профессиональном ключе, но совершенно точно, что для голоса нам необходим витамин С, и есть его надо в больших количествах, если у вас голос пропадает. Это и таблетки, и свежие овощи, фрукты. Хотя, говорят, что после живых овощей и фруктов не усваиваются таблетки, а после большого количества таблеток не усваиваются овощи и фрукты, но это каждый в состоянии соблюдать. Наличие голоса четко зависит от наличия адреналина в организме. Поэтому, если вы получаете стресс — легко остаетесь без голоса. Такое происходит. И тут нам витамин С лучший помощник, потому что он необходим при выработке адреналина. Студентам всегда рекомендуем, чтобы после уроков, после пения или участия в конкурсах, они брали с собой витамины и пили их.

— Интересно, что почти все самые успешные люди мира играют на каком-либо музыкальном инструменте: например, актер Брюс Уиллис на губной гармошке, бывший американский президент Билл Клинтон — на саксофоне, а миллиардер Уоррен Баффет — на укулеле, это такая 4-х струнная гавайская гитара. Получается, без умения играть на инструменте человек не может быть успешным?

— Фортепьянное образование входило в образование девушек высшего общества в свое время. Не знаю, насколько уж было известно или не известно тогда, потому что в России с 1917 года это закончилось, но ситуация такова, что когда человек занимается музыкой, у него в возрасте 14−15 лет развиваются отделы мозга, которые ответственны за планирование. Когда мы занимаемся музыкой, у нас вырабатывается чувство формы, развивается временное чувство, темпоритмические ощущения. И все это потом участвует в планировании: человек по-другому ощущает себя в пространстве, по-другому ощущает время. Это очень важные вещи, без которых развитие беднеет. Поэтому наши предки очень разумно учили девушек играть на фортепиано.

— А какая Ваша формула успеха?

— Делай все, что можешь, не останавливайся.

— Мы подготовили для вас испытание. Если вы выдержите его с честью, если правильно ответите на наши вопросы, получите книгу «Нижний Новгород и нижегородцы в старинных фотографиях». Если ответите неправильно, мне придется подарить вам «Скупые годы» про подростков в годы Великой Отечественной войны. Вопрос такой: фонд помощи кому организовал слепой музыкант Рэй Чарльз, получивший 17 престижнейших премий Грэмми и выпустивший 70 альбомов?

— Слепым
— Бездомным кошкам
— Глухим
— Вымирающим птицам Амазонки

— По логике вещей, слепым. Я, как психолог по еще одному из своих образований могу сказать, что, наверное, это процесс идентификации.

— Будучи слепым с 7 лет, знаменитый музыкант Рэй Чарльз основал фонд помощи не для тех, кто плохо видит, а для тех, кто плохо слышит. Когда его спросили, почему фонд работает для людей с нарушениями слуха, а не зрения, тот ответил, что музыка спасла ему жизнь, и он не знает, как бы жил, если бы не мог ее слышать. Неправильный ответ, но вот такой интересный. Вы получаете книгу «Скупые годы». Я передаю вопросы нижегородцев, на которые мы не успели ответить, для того, чтобы вы ответили на них лично. Благодарю вас за участие в программе! Успехов вам, и чтобы все большее количество учеников выходили на мировые сцены и позволяли нам радоваться музыке.

— Большое вам спасибо.

— Это была программа «Без галстука». Я, Роман Скудняков, прощаюсь с вами до следующей недели. Встретимся с самыми успешными представителями нижегородской элиты.

Программа «Без галстука» с Романом Скудняковым выходит в эфир телекомпании «Волга» по пятницам в 18:55, субботам в 22:40 и по воскресеньям в 05:00.

Автор: Корр. Мария Сорокина



Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Экономика
Рынок автокредитования в Нижегородской области «разогрелся» до предела
Банки отмечают существенный рост объемов автокредитования по итогам первого квартала.
Общество
Нижегородские архитекторы предлагают развернуть город к реке
И подумать про целостность речного фасада Нижнего Новгорода.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».