ЧетвергЧт, 18 апреля 21:46 16+
Сейчас  °C
USD$ 94,32 ▲0,25 EUR 100,28 ▲0,35

ОСАГО для жителей регионов может вырасти более чем в 2 раза

9 октября 2019 года, 15:08

Законопроект о «либерализации» ОСАГО планируется рассмотреть в первом чтении на заседании Госдумы РФ 15 октября.

ОСАГО для жителей регионов может вырасти более чем в 2 раза

Законопроект о так называемой либерализации ОСАГО, который готовится к рассмотрению в Госдуме РФ уже 15 октября, может существенно повысить стоимость автогражданки для всех автомобилистов России. Об этом сообщает пресс-служба нижегородского Центр помощи автомобилистам.

Больше всех от планирующихся реформ пострадают жители населенных пунктов с численностью менее 150 000 человек — для них цена полиса может увеличиться на 122%. Это может привести к массовому отказу сельских автомобилистов от страхования автогражданской ответственности и, соответственно, к невозможности получить компенсацию ущерба после ДТП для пострадавших, которые свою ответственность страхуют.

Законопроект о «либерализации» ОСАГО планируется рассмотреть в первом чтении на заседании Госдумы РФ 15 октября. В частности, законопроект предполагает три важных изменения:

  • расширение тарифного коридора базовой ставки с 1 января 2020 года на 40%, а с 1 октября — еще дополнительно на 30% (то есть, в сумме коридор будет расширен на 82% от текущей величины);
  • получение страховыми компаниями возможности устанавливать индивидуальные коэффициенты для каждой группы автомобилистов;
  • отмену территориального коэффициента проживания.

Что все эти изменения означают для обычных автомобилистов?

Напомним, что стоимость автогражданки рассчитывается по формуле:

Базовая тарифная ставка х на каждый индивидуальный коэффициент (их несколько) = цена полиса ОСАГО.

Законопроект даст возможность страховым компаниям увеличить обе части формулы. Соответственно, может значительно увеличиться и конечный результат — цена полиса автогражданки.

  1. Базовая тарифная ставка вырастет с расширением тарифного коридора

Базовая тарифная ставка — это фиксированная сумма, установленная страховой компанией для расчета стоимости ОСАГО для всех страхователей. На данный момент страховщик на свое усмотрение может установить любую базовую ставку, ограниченную тарифным коридором от 2746 рублей до 4942 рублей.

Законопроект предусматривает расширение тарифного коридора в 2020 году в общей сумме на 82%. Это значит, что страховые компании уже с нового года смогут поднять базовую ставку ОСАГО до 6900 рублей, а с октября 2020 года — до 9000 рублей.

Защищая идею расширения тарифного коридора, страховщики указывают на то, что изменятся и верхние, и нижние границы стоимости полиса ОСАГО, а значит, теоретически, базовая ставка может быть снижена. Но на практике, актуальной на данный момент, ни у одного крупного страховщика базовая ставка не проходит по нижней границе коридора — в большинстве регионов она максимально приближена к верхней границе. Соответственно, при расширении верхней границы тарифного коридора с 4942 до 9000 рублей базовые ставки на ОСАГО, вероятнее всего, повысятся, а значит, вырастет и цена полиса для всех автомобилистов страны.

Это приведет не только к повышению стоимости ОСАГО, но и к росту числа мошенничеств на автостраховом рынке. В противовес крупным страховщикам, которые повысят стоимость ОСАГО для автомобилистов, на страховом рынке появятся мелкие компании, предлагающие застраховать автогражданскую ответственность по более низкой цене. Эти страховые компании, изначально создаваемые с целью последующего банкротства, соберут средства автомобилистов и исчезнут со страхового рынка, проведя процедуру банкротства. В итоге водители останутся и без денег, и без действующих полисов ОСАГО. Так, к сожалению, происходило уже не раз!

  1. Введение новых и отмена старых индивидуальных коэффициентов даст страховым компаниям право бесконтрольно повышать стоимость ОСАГО для всех категорий автомобилистов
    1. Второй важной составляющей формулы стоимости полиса ОСАГО (кроме базовой ставки) являются индивидуальные коэффициенты. Они могут понижать цену полиса или повышать ее. Новый законопроект дает страховым компаниям право самостоятельно и бесконтрольно устанавливать индивидуальные коэффициенты для каждого автомобилиста, учитывая «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда». Это значит, что страховщикам разрешено по своему усмотрению создавать к уже существующим коэффициентам дополнительные, которые также будут участвовать в формуле расчета стоимости ОСАГО. При этом законопроект не создает ограничений в данных коэффициентах, не дает их критериев, то есть никак не защищает автомобилиста от возможного желания страховой компании рассчитать ему ОСАГО по завышенной стоимости с помощью новых надуманных повышающих коэффициентов.

Конечно, страховщики заявляют, что повышающие коэффициенты коснутся злостных нарушителей ПДД. Однако, отсутствие четких критериев, позволяющих применять повышающий коэффициент, дает страховым компаниям полную свободу действий в отношении всех категорий водителей. На законодательном уровне разрешать страховым компаниям самостоятельно вводить новые повышающие коэффициенты в формулу ОСАГО — очень опасно для кошелька всех автомобилистов. Ведь задача любого бизнеса, в том числе страхового, — заработать как можно больше денег, а прибыль страховой компании складывается из суммы всех проданных страховых полисов. Соответственно, страховщикам выгодно, чтобы полис ОСАГО стоил дороже, и новый законопроект дает им возможность с помощью введения индивидуальных повышающих коэффициентов бесконтрольно увеличивать стоимость автогражданки для любой категории автомобилистов.

«Страховые компании должны иметь полное право устанавливать на свое усмотрение только понижающие коэффициент, а давать им право бесконтрольного введения повышающих коэффициентов — категорически недопустимо. Возможные критерии повышающих коэффициентов должны быть жестко регламентированы законом. Список этих критериев должен быть ограниченным, четко сформулированным, детально прописанным и утвержденным на уровне не ниже Государственной Думы. Если этого сделано не будет, то страховые компании по своему желанию смогут устраивать тарифный геноцид для отдельных категорий автомобилистов, принуждая их необоснованными повышающими коэффициентами и к покупке полиса ОСАГО по максимально возможной стоимости. Если ограничения критериев повышающих коэффициентов в законе не появятся, защитить водителей от неуемных аппетитов страховщиков будет невозможно. В результате такая „либерализация“ ОСАГО может существенно ударить (и ударит!) по карманам миллионов автомобилистов России», — подчеркивает руководитель НРОО «Центр помощи автомобилистам» Сергей Кузин.

    1. Кроме передачи права страховым компаниям устанавливать новые индивидуальные коэффициенты, законопроект предусматривает отмену территориального коэффициента проживания. Это означает, что для жителей небольших населенных пунктов (до 150 000 человек), к которым сейчас при расчете стоимости полиса ОСАГО применяется понижающий коэффициент, стоимость автогражданки существенно возрастет с 1 января 2020 года.

Например, на данный момент территориальный коэффициент для жителей всей Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа (даже в столице субъектов) или всей Калмыкии (кроме столицы региона) равен 0,6. Соответственно, с принятием законопроекта о либеризации ОСАГО (и едином для всех коэффициенте равном единице (1)), стоимость полиса для вышеуказанных россиян автоматически вырастет на 40%. Далее она возрастет при расширении тарифного коридора в течение 2020 года еще на 82%. В итоге, стоимость автострахования для вышеуказанных россиян и жителей иных населенных пунктов с небольшой численностью населения (для которых сейчас действует понижающий территориальный коэффициент) в следующем году может вырасти на 122%. Это неминуемо приведет к массовому отказу автомобилистов от страхования автогражданской ответственности.

Отказ сельских жителей от автогражданки скажется негативно на всех остальных участниках дорожного движения, так как, в случае отсутствия ОСАГО у виновника ДТП, пострадавший автомобилист не сможет получить от страховой компании возмещение причиненного ущерба — ему придется судиться с причинителем вреда, а это долго и зачастую малоэффективно.

Защищая нововведение, страховые компании указывают на то, что для жителей крупных городов, где сейчас действует повышающий территориальный коэффициент (например, в Нижнем Новгороде он составляет 1,8), его отмена приведет к удешевлению ОСАГО. Однако, рассчитывать на это не стоит: вместо повышающего территориального коэффициента автомобилисты получат повышенную базовую ставку и новые повышающие индивидуальные коэффициенты, право введения которых законопроект полностью отдает на откуп страховым компаниям.

НРОО «Центр помощи автомобилистам» считает, что поправки, вносимые законопроектом о либерализации ОСАГО, требуют очень серьезной и тщательной проработки и внимательного рассмотрения. Общественная организация намерена обратиться к законодателям с просьбой не принимать законопроект в первом чтении, а отправить его на доработку. Для того, чтобы просьба общественной организации была услышана депутатами Госдумы, необходима поддержка всех автомобилистов страны, готовых поставить свою подпись под обращением.

«Центр помощи автомобилистам» просит руководителей СМИ обратить внимание на проблемный законопроект, несущий угрозу передачи страховым компаниям неограниченных прав в вопросе повышения стоимости ОСАГО для всех автомобилистов, и разместить в своих изданиях материал на эту тему. Информирование всех автомобилистов о данной проблеме необходимо для того, чтобы водители получили возможность защитить свои права и кошельки от неуемных аппетитов страховых компаний путем подписания коллективного обращения к депутатам Госдумы.



Смотрите также
Картина дня
Рекомендуем
Общество
«Если нужно помогать — значит, нужно!»
Нижегородка рассказала информационному агентству «Время Н», как она организовала сбор и доставку гуманитарной помощи в зону СВО.
Политика
Нижегородский мэр — кто он?
В современной истории Нижнего Новгорода в должности главы города побывали 10 человек.
Общество
Нижегородские архитекторы предлагают развернуть город к реке
И подумать про целостность речного фасада Нижнего Новгорода.
Общество
Светлана Кулёва — об образовательном процессе в лицее №87
Она дала интервью «Волге 24».